ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребенком с окружающими его взрослыми и сверстниками зависит от способностей правильно оценить ситуацию, найти адекватный способ реагирования. Межличностные отношения не только выявляют наиболее существенные характеристики объектов и субъектов общения, но и по разным направлениям воздействуют на дальнейшее формирование личности и наиболее явственно на такие блоки свойств, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Отношения, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, требования предъявляются к познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере детей с интеллектуальной недостаточностью. Изменения, которые в них происходят под влиянием межличностного взаимодействия, с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, труду.
Вопросами изучения межличностных отношений занимались А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Наиболее полно изучено общение, как один из компонентов межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной и др.
Особенности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью не позволяют ему полноценно устанавливать взаимодействие с окружающей средой. Нарушение интеллектуальной деятельности влияет на возможности адекватной рефлексии стимулов поступающих из окружающей среды, в том числе и восприятия поведенческих реакций окружающих, которые возникают при межличностных отношениях. Особенности общения и межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривались в научных трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М.. Шипицыной, В.А. Вярянена, А.И. Гаурилиус.
Однако особенности описаны недостаточно полно и рассматриваются не во всех возрастных периодах. Поэтому изучение особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью является актуальным вопросом.
Объектом исследования выбран процесс формирования межличностных отношений в детском возрасте.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования - выявить особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и проанализировать диагностические возможности проективной методики «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ), для выявления данных особенностей.
Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных данных уточнить понятие “межличностные отношения”.
2. Выделить возрастные закономерности формирования межличностных отношений у детей в онтогенезе.
3. Определить особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
4. Описать диагностические методики, изучающие личностные взаимоотношения в детском возрасте.
5. Изучить и проанализировать диагностические возможности проективной методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью;
6. Составить рекомендации по применению методики РАТ в изучении межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- информационный поиск глубиной 20 - 25 лет;
- тест «Рисованный апперцептивный тест» РАТ;
- математическая статистика (Н-критерий Крускала-Уолиса).
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ
- 1.1 Понимание межличностных отношений в психологии
- 1.2 Виды, формы межличностных отношений
- 1.3 Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
- ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
- 2.1 Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте