logo
Анализ инструментария психосоциального сопровождения молодой семьи

1.2 Содержание психосоциального сопровождения

В литературе содержание термина «сопровождение» зависим от решаемых задач в социальной педагогике, психологии, социальной работе.

По мнению различных ученых под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого[20, с.16].

Сопровождение ориентировано на будущее и настоящее, на использование имеющегося потенциала личности, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества. Сопровождение призвано предупреждать возможные отклонения и осложнения, ориентировать на профилактическую деятельность, которая дает возможность изначально исключить проявление дефектов[21, с.121].

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение -- это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом -- под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития[19, с. 289].

Сопровождение - это комплексный метод, который выполняет четыре функции:

1. Диагностики существа возникшей проблемы.

2. Получения информации о путях возможного решения проблемы.

3. Консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы.

4. Первичной помощи при реализации плана решения [29, с.43].

Социальное сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий, в результате, которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых людей, а также активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности [20, с.151].

Социальное сопровождение - это особый тип длительных взаимоотношений со специалистом [1, с.14].

Социальное сопровождение - комплекс мер и действий, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей человека, а так же создание условий для предупреждения и решения различных кризисных и проблемных ситуаций[30, с.59].

Социальное сопровождение - это вид социальной работы, предусматривающий осуществление исполнителями системы комплексных мероприятий продолжительной помощи семьям, которые находятся в кризисных ситуациях, лицам, которые вернулись из мест лишения свободы, и детям, находящимся в кризисных ситуациях.

Реализация социального сопровождения дает возможность:

1. Комплексно и систематически решать проблемы молодежи, которая оказалась в кризисных ситуациях;

2. Предоставлять психолого-педагогическую, правовую, информационную помощь, чтобы не допустить исключения молодежи из жизни общества;

3. Создать постоянно действующую систему социальной реабилитации;

4. Коррекции поведения молодежи;

5. Социализации и ресоциализации;

6. Проводить общую работу относительно профилактики рецидивной преступности [20, с.31].

Специалист "ведет" клиента во время сопровождения по всем интересующим его вопросам и создает особые условия для реализации поставленных задач. Специалист оберегает клиента от неэффективных и негативных шагов, предлагает наиболее оптимальные действия и возможности развития событий, прогнозирует последствия предпринятых действий, восстанавливая во всех случаях физическое и психическое состояние человека. Все рекомендации даются с учетом психологических особенностей и физических возможностей конкретного человека.

Одновременно во время социального сопровождения по желанию клиента идет обучение, дающее в дальнейшем возможность самостоятельно владеть теми подходами и практиками, которые предлагаются специалистом. Подход ко всему только индивидуальный. Происходит отслеживание событий и реагирование на каждый момент.

Специалист по сопровождению может "вести" семью, коллектив или отдельного человека с целью:

· изменения ситуации, представляющей для клиента проблему;

· выведения из кризисных или стрессовых ситуаций;

· реализации задуманной цели;

· улучшения финансового состояния;

· нормализации отношений в семье;

· гармонизация сексуальных отношений;

· налаживания отношений в коллективе;

· восстановления здоровья, формирования здорового образа жизни;

· создания здоровых условий работы или проживания;

· самопознания и саморазвития [1, с.10].

Приоритетными направлениями формирования политики относительно семьи, детей и молодежи должны стать:

1. Создание правовых, экономических, культурных социальных условий для нормального функционирования семьи, укрепления авторитета и стойкости брака.

2. Повышение роли родителей и их ответственности за содержание, и воспитание детей.

3. Предоставление адресной комплексной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Повышение правовой осведомленности семьи, детей и молодежи относительно их собственных прав.

5. Создание гибкого механизма работы с детьми, который включает разработку комплекса соответствующих законодательных и других нормативных актов, проведение научных исследований, разработку и реализацию программ организации социальной работы и социальной защиты детей.

6. Развитие социальных служб, цель которых - предупреждение распада семей с детьми.

7. Развитие социальных служб сопровождения семейных форм опеки.

8. Дальнейшее усовершенствование нормативной базы, которая предоставила бы социальным службам возможность представлять интересы ребенка перед органами государственной власти.

Цель социального сопровождения - открыть и использовать скрытые, подсознательные резервы самого человека для решения поставленной задачи, а также научить клиента в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими в жизни проблемами. Эта программа рассчитана на долговременное сотрудничество клиента и специалиста. Продолжительность сопровождения от 1 месяца и более.

Задача специалиста создать такие условия для человека, чтобы он не только мог гармонично двигаться по жизни, решая с его помощью различные проблемы, но и сам приобрел необходимые навыки контроля своего состояния, обучился элементам самооздоровления и самовосстановления, а так, же научился выходить на свой, глубинный личностный интерес. На состояние интереса к происходящему вокруг.

Основными принципами сопровождения являются:

· рекомендательный характер советов сопровождающего;

· приоритет интересов сопровождаемого;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

· стремление к автономизации.

Умение чувствовать ситуацию, ориентироваться в ней, прогнозировать последствия, а так же умение быстро и с наименьшими потерями выходить из кризисных ситуаций не только может сэкономить нам здоровье, финансы и т.д. но и позволяет нам чувствовать себя комфортно и уверенно в любых жизненных ситуациях. Причем если делать определенные действия постоянно в качестве профилактики, то и время много это не занимает и процесс этот может стать очень интересным и занимательным. А еще познавателен в том плане, что занимаясь собой, узнаешь про себя самого столько интересного, что жизнь приобретает иной смысл и становиться насыщенней и интересней. В этом как раз и состоит задача специалиста, занимающийся социальным сопровождением [30, с.62].

Разновидностью социального сопровождения является психосоциальное сопровождение под которым понимают технологию создания условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, для формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями, самостоятельно определять свою жизненную траекторию. В основе психосоциального сопровождения лежит прогнозирование возникающих проблем, побуждение клиента к их осмыслению, определению способов самостоятельного преодоления.

Цель психосоциального сопровождения: создание условий для формирования комфортного психологического климата, способствующего самостоятельному решению клиентом сложившейся трудной жизненной ситуации [11, с.93].

Задачи психосоциального сопровождения:

1. Использование внутреннего потенциала клиента.

2. Налаживание взаимодействия с социальной средой клиента.

3. Обучение навыкам самостоятельного решения проблем.

Психосоциальное сопровождение включает в себя систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий[19, с.293].

Психосоциальное сопровождение характеризуется:

· системностью - имеет определенные компоненты, связи, механизмы функционирования и условия для реализации;

· этапностью - содержание определенных этапов;

· динамичностью и гибкостью - изменяется в зависимости от проявления самоактивности клиента;

· вариативностью - технология сопровождения зависит от своеобразия клиента;

· результативностью - при правильном применении технологии сопровождения можно получить положительные результаты решения проблем клиента.

Основой психосоциального сопровождения являются:

· наличие обязательного сотрудничества и взаимодействия как между супругами, так и между специалистом и молодой семьей;

· комплексность в обеспечении психосоциального сопровождения, которая предполагает разнообразие путей и методов решения разного рода проблем;

· приоритетность интересов клиента, так как успех от взаимодействия с семьей зависит от степени готовности, заинтересованности молодых супругов решать возникшие проблемы.

Каждая составляющая определяет совокупность рекомендаций, которые необходимо учитывать при организации психосоциального сопровождения.

Процесс психосоциального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

· проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;

· информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

· обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения;

· оказания сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными[34, с.13].

Технология реализации психосоциального сопровождения представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей клиента и включает следующие этапы:

Диагностический этап.

Целью диагностического этапа, как отмечалось ранее, является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения. Заключительной частью этого этапа является чёткое определение существующей проблемы.

Поисковый этап.

Цель поискового этапа - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим клиентом (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап.

На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.

Деятельностный этап.

Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана клиенту. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов - психологов, медицинских работников, юристов и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап.

Это период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы, или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем[25, с.17].

Таким образом, технология психосоциального сопровождения представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи.

Выводы по первой главе:

Главным критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака - первый, продолжительность совместной жизни - до трех лет и границы возраста супругов - от 18 до 30 лет.

В настоящее время молодая семья является важным ответственным этапом формирования и развития института семьи.

Государству необходимо защищать молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения и от благополучия этой семьи будет зависеть улучшение демографической ситуации в стране, что является одной из главных задач в современном обществе.

Социальная работа с молодой семьей направлена на решение многочисленных проблем социального, психологического, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Для нормального функционирования молодой семьи, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Одной из технологий работы с молодой семьей является психосоциальное сопровождение под которым понимают технологию создания условий для принятия субъекта развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, для формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями, самостоятельно определять свою жизненную траекторию. В основе психосоциального сопровождения лежит прогнозирование возникающих проблем, побуждение клиента к их осмыслению, определению способов самостоятельного преодоления.

Целью психосоциального сопровождения является создание условий для формирования комфортного психологического климата, способствующего самостоятельному решению клиентом сложившейся трудной жизненной ситуации.

молодая семья сопровождение

Глава 2. Анализ психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях Центра планирования семьи и репродукции