logo
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению детей

Введение

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте особое значение приобретает проблема подготовки ребенка к обучению в школе. Этот возраст представляет собой важный период, в который формируется личность, в это время активно развивается интеллектуальная сфера, другие познавательные процессы, способствующие успешному овладению учебной деятельностью.

В современном образовательном пространстве наблюдается тенденция увеличения детей, имеющих общим недоразвитием речи (ОНР) и детей с задержку психического развития (ЗПР).

Актуальность рассмотрения данной проблемы объясняется тем, что на ранних этапах проявления задержки у детей ОНР и детей ЗПР при правильном гармоничном подходе к организации коррекционной работы, возможны успешное развитие познавательной сферы и подготовки детей младшего дошкольного возраста к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению сравнивают с фундаментом здания, надежность которого обеспечивает дальнейшее развитие познавательных процессов и личности в целом. Зная, что дети, имеющие ОНР и ЗПР, обладают рядом нарушений в познавательной сфере, необходимо, на наш взгляд, еще более тщательно подойти к процессу подготовки ребенка с ОНР и ЗПР к школе.

В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится воспитанию ребенка и подготовке его к поступлению в новый социальный институт - школу. Развитие познавательных процессов ребенка требует слаженной работы не только психологов, воспитателей, логопедов, но и родителей.

Вопросами изучения готовности ребенка к школе занимались Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и другие авторы.

Цель исследования - сопоставление уровней готовности к обучению в школе детей с ОНР и детей с ЗПР.

Объект исследования: готовность к школе детей с ОНР и ЗПР.

Предмет исследования: сопоставление уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ОНР и детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дети с ОНР и дети с ЗПР не имеют одинаковый уровень интеллектуальной готовности.

Задачи исследования:

Изучить особенности готовности нормально развивающегося ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Сопоставить уровни готовности к школьному обучению нормально развивающихся детей с ЗПР и ОНР.

Сформулировать психолого-педагогические рекомендации для формирования готовности ребенка к школе.

База исследования, испытуемые; детский сад №934, группа - 15 нормально развивающихся детей; центр дополнительного образования «Магнитик», группа - 15 детей с ЗПР и ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег», группа - 15 детей с ОНР.

Всего в исследовании приняли участие 45 испытуемых, возраст - от 5 лет 2 мес. до 6 лет; 15 мальчиков, 30 девочек.

Методы и методики исследования.

Изучение проблемы готовности к школьному обучению детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе.

Анализ документации детей, имеющейся в образовательном учреждении.

Наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Эмпирическое исследование с использованием 5 методик:

- методика для определения запаса знаний детей об окружающем мире;

- методика определения общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний;

- методика выявления психологическая готовность детей к обучению в школе «Домик» (Н.И.Гуткиной);

- Диагностика уровня развития восприятия методика «Чего не хватает на этих рисунках?»;

- Диагностика внимания методика «Проставь значки»;

Анализ продуктов детской деятельности.

В качестве математической обработки данных использовался коэффициент корреляции Спирмена (программа SPSS 17).

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в деятельности практических дошкольных учреждений в организации коррекционной работы, курсах занятий со студентами, с педагогами, с преподавателями дошкольных заведений.

Структура работы: диплом состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения с образцами использованных методик, первичными данными.

готовность обучение школа интеллектуальная

ГЛАВА 1