logo
Анализ консультативного случая

7. Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка

Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:

? рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;

? проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);

? резкое падение школьной успеваемости;

? соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;

? подростковая депрессия;

О конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;

? актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;

? общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;

? чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;

? ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.

Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степени близости и т.д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток.