logo
Анализ опыта исследования проблемы бродяжничества среди подростков в социологии

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная ситуация в обществе характеризуется изменениями прежнего уклада общественной жизни, сменой отношений, размытостью идеалов и образцов для подражания, неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим в обществе возникает напряженность, отмечается рост девиантного поведения, особенно среди несовершеннолетних. В частности, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании и преступности среди подростков.

Не каждый взрослый человек в период смены общественных отношений находит адекватный и эффективный способ взаимодействия с окружающей его социальной средой. Подросток же, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.

Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми, прекратили свое существование ученические организации, сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных летних лагерей. Современный подросток в большинстве случаев предоставлен самому себе. Его интересы, проблемы мало заботят взрослых, занятых решением собственных трудностей. В результате многие подростки оказались в социальном вакууме.

Объект исследования - бродяжничество как социальная проблема.

Предмет - бродяжничество среди детей и подростков как социальная проблема.

Главной целью работы является выявление причин и поиск путей решения проблемы бродяжничества среди подростков.

Основные задачи исследования:

- дать определение бродяжничеству как социальной проблемы;

- изучить состояние проблемы среди подростков;

- рассмотреть методики исследования бродяжничества в социологии;

- проанализировать современные подходы в исследовании проблемы бродяжничества среди подростков;

- выявить пути решения проблемы бродяжничества среди подростков.

Гипотеза исследования - социально-экономическая ситуация в стране определяет уровень бродяжничества среди подростков.

Основные логические понятия, которые мы будем использовать в исследовании:

1) Бездомность -- одна из глобальных проблем человечества, заключающаяся в отсутствии возможности обеспечения жильём большого количества жителей планеты и порождаемая различными причинами глобального, регионального и местного значения, как субъективного, так и объективного характера.

2) Бродяга - тот, кто не имеет своего дома, скитается без определенных занятий.

3) Ресоциализация - то повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида.

4) Бедность -- характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

5) Девиантное поведение - то поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

6) Попрошайничество -- выпрашивание у окружающих денег и других материальных ценностей.

7) Преступность - социальное поведение людей, которое нарушает нормальное функционирование общества.

8) Деградация - процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи в следствие внешнего воздействия по законам природы и времени.

9) Социальная дезадаптация -- это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

10) Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.

11) Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. В работе мы будем использовать классификацию А.Е.Личко. Он различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15лет, старший-16-17 лет.