logo
Анализ опыта исследования проблемы бродяжничества среди подростков в социологии

2.1 Особенности методики изучения проблемы " Бродяжничества среди подростков" зарубежных и отечественных социологов

Попытки всесторонне исследовать проблему отклоняющегося поведения (бродяжничества) принимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография.

Многолетнее исследование (2002-2007 гг.), проводимое на базе Пензенского областного приюта для детей и подростков, где проживают подростки с типом девиации "бродяжничество", помогло выделить три группы подростков, в зависимости от срока пребывания их в уличной среде.

Всю исследовательскую выборку разделили условно на три составляющих. К первому типу они отнесли подростков, находящихся на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в семью. В этот контингент входят дети, сбежавшие от жестокого обращения дома, голода, неустроенности или несправедливости воспитателей в детском доме. Они пытаются разными способами зарабатывать на жизнь: попрошайничают, собирают бутылки.

Ко второму типу относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр их асоциального поведения значительно расширен по сравнению с подростками первого типа.

К третьему типу отнесли подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминогенный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шанс попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях группа имеет тенденцию к увеличению.

В данной выборке "бродяг" наиболее часто встречаются следующие девиации: у подростков первой группы - "однократный побег" (100 %); у подростков второй группы - "попрошайничество" (100 %), "курение" (93,3 %), "бродяжничество" (80 %); у подростков третьей группы - "бродяжничество", "попрошайничество", "воровство" (100 %), "курение" (93,3 %), "алкоголь", "проституция" (80 %) (рис. 1).

Таким образом, портрет подростка, входящего в различные группы, различается. Если к первому типу мы относим подростка, совершившего однократный побег из дома и еще не пристрастившегося к другим девиациям, таким как "попрошайничество", "алкоголь" и др., то подростки, входящие в третью группу, имеют практически весь перечень девиаций.

Исследование личностных особенностей подростков с типом девиации "бродяжничество" проводилось в два этапа: 1 этап - исследование характеристик личности (индивидуально-психологический компонент) по шкалам "Самооценка" (методика Дембо-Рубин-штейна), "Тип акцентуации характера" (характерологический опросник Леон-гарда-Шмишека), "Уровень субъективного контроля" (методика Дж. Роттера); 2 этап - исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) по шкалам "Смысложизненные ориентации" (СЖО) (методика Д. А. Леонтьева), "Эмпатия" (методика И. М. Юсупова), "Агрессивность" (опросник Басса-Дарки), "Личностная дезинтеграция" (методика "Рисуночный апперцептивный тест" (РАТ) - модифицированный вариант "Тематический апперцептивный тест" (ТАТ) Г. Мюррея).

Результаты исследования по выделенным шкалам показали, что при переходе от группы к группе увеличивается самооценка самостоятельности, наблюдается полное совпадение идеального и реального по этому же параметру в третьей группе, т.е. подростки, составляющие третью группу, достигают, по их мнению, идеального образа самостоятельного человека. Увеличивается в третьей группе встречаемость неадекватной оценки (завышенной) и уверенности в себе. Увеличивается в третьей группе частота встречаемости адекватной оценки в категории "доброта". К третьей группе увеличивается частота встречаемости нереальной завышенной самооценки в категории "авторитет".

Анализ частоты встречаемости типов акцентуаций в выделенных типах девиации "бродяжничество" показал, что у подростков первой группы наиболее часто встречаются гипертимный тип (38 %). Во второй и третьей группах наиболее часто встречаются неустойчивый тип акцентуации (33,3 %), гипертимный тип акцентуации в этих группах встречается более редко (13,3 %; 20 %).

Анализ распределений локуса контроля подростков в связи со временем отсутствия вне дома такой: в третьей группе наиболее часто встречается экстернальный тип локуса контроля как по сравнению с первой, так по сравнению и со второй.

Исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) показало также наличие различий по выделенным шкалам. Анализ результатов методики "Смысложизненные ориентации" (СЖО) показал: подростки, входящие в первую группу, в основном имеют низкий уровень жизненных ценностей (93,75 %), у подростков, входящих в третью группу, в основном регистрируется средний уровень всех субшкал теста. У подростков второй группы диагностируется низкий уровень субшкалы "Результат".

Статистический анализ результатов теста СЖО показал наличие достоверных различий в выделенных группах подростков с девиацией "бродяжничество". Наиболее существенные различия по всем субшкалам обнаружили между первой и третьей группами подростков. Среди третьей и второй групп значимых различий не наблюдается. Таким образом, существенные изменения происходят на этапе перехода из первого типа во второй, поэтому и коррекционные мероприятия целесообразнее проводить именно с подростками первой группы девиации "бродяжничества".

Статистические различия подтверждает и корреляционный анализ показателей у подростков-мальчиков и подростков-девочек. Более того, корреляционный анализ показал, что существенных различий между показателями девочек и мальчиков не наблюдается, поэтому целесообразнее говорить, в общем, о подростках с девиацией "бродяжничество". Однако отметим, что наиболее часто встречаются с такой девиацией подростки-мальчики (80-90 %).

Анализ особенностей агрессивного поведения подростков с девиацией "бродяжничество" показал, что при переходе от группы к группе значимо изменяются индексы агрессивности и враждебности. Увеличивается частота встречаемости высокого уровня во второй и третьей группах. Снижается норма агрессивности при переходе к третьей группе. Наибольшее проявление враждебности обнаруживается во второй группе. В первой и третьей группах частота встречаемости высокого уровня враждебности статистически идентична. Сравнение индивидуальных показателей по всем параметрам данного опросника показало статистически возрастающую тенденцию при переходе от группы к группе: увеличивается физическая, косвенная агрессии, раздражение, негативизм, подозрительность. Вербальная агрессия незначительно изменяется при переходе от группы к группе. Чувство вины и обида статистически не изменяются.

Анализ личностных девиаций на основе результатов методики РАТ показал, что у подростков всех групп преобладает позиция жертвы, которая имеет две направленности - агрессивная и пассивная позиции, а также диагностируется основной паттерн реагирования - бегство.

Исследования, проводимые в МОУ "СОШ №4" г.Энгельса, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения, : нестабильный брак или родители в разводе -68% деструктивные взаимные отношения между членами семьи -78%; низкий уровень благосостояния-57%;наличие в семье безработных-43% наличие в семье членов с асоциальным поведением"26%; частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения14%.

Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.

Интересное исследование структуры подростковой беспризорности было проведено Московским городским центром "Дети улиц". При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.

В первую группу были отнесены подростки, причиной бродяжничества и беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра "Дети улиц", эта группа составляет 4 - 5 % от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 - 9 % от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5%.

Четвертая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных - это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин. Доля таких детей достигает 82 - 86 %.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения - спецшколы, специальные учреждения среднего профессионального образования, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5 - 6 %.

Среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности специалисты Московского городского центра "Дети улиц" (Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди несовершеннолетних) называют следующие:

- падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;

- резкое увеличение распространенности кризисных явлений в семье (повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);

- морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;

- открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, их еще более тяжелое экономическое положение, а в ряде случаев и вооруженные конфликты ведут к нелегальной миграции детей, причем часто без сопровождения взрослых, из этих стран в индустриальные центры России;

- рост криминализации общества, распространенность новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных и беспризорных детей, приведенная в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий: дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав; дети, "выброшенные" из семьи, отвергнутые родителями; беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребенок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей) то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребенка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Кроме того, у сирот шанс стать беспризорником увеличивается и в силу описанного в литературе психологического феномена "неотреагированного горя", который заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на стороне - у мнимых авторитетов. Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, вынуждает помещать этих детей в интернатные учреждения.