2.2 Возможные пути решения проблемы
Общие предложения по разрешению проблемы бродяжничества:
- создание информационного банка данных о бездомных гражданах;
- осуществление мониторинга миграции бездомных граждан;
- проведение систематики категорий бездомных граждан на основе таких критериев, как предшествующее место жительства, возраст, состояние здоровья, ограничения жизнедеятельности;
- усиление дифференциации функций учреждений социальной помощи с учетом установок бездомных граждан и реинтеграционного их прогноза;
- разработка принципов преемственности деятельности учреждений социальной помощи на основе возможностей реинтеграционного маршрута бездомных граждан;
- ориентирование учреждений социальной помощи с адаптационными функциями на усиление активизирующего воздействия, вовлечение бездомных граждан в трудовую деятельность, преодоление их иждивенческих установок;
- тщательное изучение социально-психологических факторов, лежащих в основе бродяжничества, с целью разработки дифференцированных программ ресоциализации и реинтеграции бездомных граждан;
- обеспечение бездомных граждан реальными возможностями реинтеграции в общество (социальным жильем, стабильным трудоустройством, общественно полезной занятостью);
- усиление управленческого аспекта в разрешении проблемы бродяжничества посредством разработки законодательного документа, регулирующего социальное положение, перспективу реинтеграции бездомных граждан в общество.
Для решения проблемы профилактики бродяжничества в среде подростком, рекомендуется (в условиях образовательного учреждения) :
1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными бродяжничеству и другими формами асоциального поведения.
2. Привлекать к решению проблемы другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).
3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на данной проблеме.
4.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методики организации свободного времени учащегося.
5.Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников по средством взаимодействия с семьёй.
При учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, деятельность по решению данной проблемы будет более эффективной.
Мощным профилактическим средством против бродяжничества являются физкультура и спорт, кружки технического творчества, трудовая деятельность. Важным в социальном контроле является установка на утверждение альтернативной бродяжничеству жизнедеятельности. Сегодня необходима разработка государственной программы, которая бы включала и решала следующие задачи: организацию научных исследований данной проблемы; повышение эффективности профилактической работы; совершенствование правовой базы; предоставление бродягам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество; создание материально-технической базы для широкой сети социальных учреждений; подготовку кадров специалистов различного профиля для работы с бродягами; объединение усилий всех ведомств, организаций в оказании им помощи.
Выводы
Итак, бродяжничество можно охарактеризовать, как отклоняющееся девиантное поведение, оно представляет собой образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. Существует две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. Среди причин бродяжничества можно выделить две группы: объективные и субъективные. К числу объективных относятся: жилищная проблема, ухудшение социально-экономической и политической ситуации в стране, стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации и т.п. К субъективным причинам относятся психологические особенности личности, жизненные установки, микросоциальная ситуация. Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества
Одной из групп бродяг являются - "уличные дети", т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет: у 86% юношей - это эмансипационные побеги, у 30% девушек - демонстративные побеги. Анализ показывает, что многие из подростков ушедших из дома потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Побеги у детей и подростков можно условно разделить на: 1) побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; 2) побеги как реакцию протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых; 4) "специфически-пубертатный побег" вследствие фантазерства и мечтательности и др.
Для предупреждения и регулирования проблемы бродяжничества необходима выработка стратегии социального контроля, которая должна включать: замещение опасных форм социальной патологии общественно полезными; направление социальной активности в общественно одобряемом, нейтральном русле; легализация (смягчение административного преследования; реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур.
Таким образом, для решения проблемы бродяжничества необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи этим лицам внимания общественности, особенно детям, чтобы само общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 301с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Субъект - символ российского самосознания. // Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. М.: Российская Академия наук, Институт психологии, 1995. - 128с.
3. Алмазов, Б.Н. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Часть 2. Отдельные варианты девиантного развития характера / Б.Н. Алмазов. Свердловск: Свердловское областное отделение педагогического общества РСФСР, 1989. - 378с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев,- М.: "Педагогика", 1980. Т.2. -230с.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Изд-во "Наука", 1977. 380с.
6. Барабанова, С.С. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации /С.С. Барабанова / Психологическая наука и образование. 1998. - №1. - 60с.
7. Деркач, A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. -- М., 1999. -- 392с.
8. Кириллов, И.М. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ / И.М. Кириллов. // Социологические исследования. 1993.- N 4.- 224с.
9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983.-255с.
10. Савенко, Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного / Ю.С. Савенко. // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. Т.З.637с.
Приложение
Программа социологического исследования на тему: "Бродяжничество среди подростков как социальная проблема"
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети и подростки чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.
Цель исследования - выявления причин и поиск путей решения проблемы бродяжничества среди подростков.
Объект - бродяжничество как социальная проблема.
Предмет - бродяжничество среди подростков как социальная проблема.
Гипотеза - раннее бродяжничество оказывает негативное влияние на процусс формирования субъективных свойств личности, определяющих выбор жизненного пути личности в обществе.
Основными задачами исследования являются: изучить теоретико-методологические основы изучения проблемы, проанализировать научно-методологическую литературу для выявления проблемы бродяжничества среди подростков, изучить превентивные меры по предупреждению бродяжничества среди подростков.
РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы бродяжничества как социальной проблемы
- 1.1 Бродяжничество как социальная проблема
- 1.2 Современное понимание проблемы бродяжничества среди подростков как социальной проблемы
- 1.3 Программы социальной политики, направленные на решение проблемы бродяжничества среди подростков в Украине
- 2. Анализ опыта исследования проблемы бродяжничества среди подростков в социологии
- 2.1 Особенности методики изучения проблемы " Бродяжничества среди подростков" зарубежных и отечественных социологов
- 2.2 Возможные пути решения проблемы
- 3. Опыт классификации социальных проблем молодежи
- 2. Бродяжничество как социальная проблема
- Исследование компьютерной зависимости среди подростков и молодежи»
- 35. Бродяжничество как социальная проблема
- Подростковая наркомания.
- А.Сырцев // Уличные дети - метафора, синдром бродяжничества или группа риска
- Тема 10. Характеристика девиантных форм поведения среди подростков
- Вопрос 1. Криминологическая характеристика бродяжничества
- 1.2 Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков
- 2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах рф