logo
Анализ опыта исследования проблемы бродяжничества среди подростков в социологии

2.2 Возможные пути решения проблемы

Общие предложения по разрешению проблемы бродяжничества:

- создание информационного банка данных о бездомных гражданах;

- осуществление мониторинга миграции бездомных граждан;

- проведение систематики категорий бездомных граждан на основе таких критериев, как предшествующее место жительства, возраст, состояние здоровья, ограничения жизнедеятельности;

- усиление дифференциации функций учреждений социальной помощи с учетом установок бездомных граждан и реинтеграционного их прогноза;

- разработка принципов преемственности деятельности учреждений социальной помощи на основе возможностей реинтеграционного маршрута бездомных граждан;

- ориентирование учреждений социальной помощи с адаптационными функциями на усиление активизирующего воздействия, вовлечение бездомных граждан в трудовую деятельность, преодоление их иждивенческих установок;

- тщательное изучение социально-психологических факторов, лежащих в основе бродяжничества, с целью разработки дифференцированных программ ресоциализации и реинтеграции бездомных граждан;

- обеспечение бездомных граждан реальными возможностями реинтеграции в общество (социальным жильем, стабильным трудоустройством, общественно полезной занятостью);

- усиление управленческого аспекта в разрешении проблемы бродяжничества посредством разработки законодательного документа, регулирующего социальное положение, перспективу реинтеграции бездомных граждан в общество.

Для решения проблемы профилактики бродяжничества в среде подростком, рекомендуется (в условиях образовательного учреждения) :

1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными бродяжничеству и другими формами асоциального поведения.

2. Привлекать к решению проблемы другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на данной проблеме.

4.Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методики организации свободного времени учащегося.

5.Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников по средством взаимодействия с семьёй.

При учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, деятельность по решению данной проблемы будет более эффективной.

Мощным профилактическим средством против бродяжничества являются физкультура и спорт, кружки технического творчества, трудовая деятельность. Важным в социальном контроле является установка на утверждение альтернативной бродяжничеству жизнедеятельности. Сегодня необходима разработка государственной программы, которая бы включала и решала следующие задачи: организацию научных исследований данной проблемы; повышение эффективности профилактической работы; совершенствование правовой базы; предоставление бродягам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество; создание материально-технической базы для широкой сети социальных учреждений; подготовку кадров специалистов различного профиля для работы с бродягами; объединение усилий всех ведомств, организаций в оказании им помощи.

Выводы

Итак, бродяжничество можно охарактеризовать, как отклоняющееся девиантное поведение, оно представляет собой образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. Существует две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. Среди причин бродяжничества можно выделить две группы: объективные и субъективные. К числу объективных относятся: жилищная проблема, ухудшение социально-экономической и политической ситуации в стране, стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации и т.п. К субъективным причинам относятся психологические особенности личности, жизненные установки, микросоциальная ситуация. Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества

Одной из групп бродяг являются - "уличные дети", т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет: у 86% юношей - это эмансипационные побеги, у 30% девушек - демонстративные побеги. Анализ показывает, что многие из подростков ушедших из дома потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Побеги у детей и подростков можно условно разделить на: 1) побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия; 2) побеги как реакцию протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых; 4) "специфически-пубертатный побег" вследствие фантазерства и мечтательности и др.

Для предупреждения и регулирования проблемы бродяжничества необходима выработка стратегии социального контроля, которая должна включать: замещение опасных форм социальной патологии общественно полезными; направление социальной активности в общественно одобряемом, нейтральном русле; легализация (смягчение административного преследования; реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур.

Таким образом, для решения проблемы бродяжничества необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи этим лицам внимания общественности, особенно детям, чтобы само общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 301с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Субъект - символ российского самосознания. // Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. М.: Российская Академия наук, Институт психологии, 1995. - 128с.

3. Алмазов, Б.Н. К оценке психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Часть 2. Отдельные варианты девиантного развития характера / Б.Н. Алмазов. Свердловск: Свердловское областное отделение педагогического общества РСФСР, 1989. - 378с.

4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев,- М.: "Педагогика", 1980. Т.2. -230с.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Изд-во "Наука", 1977. 380с.

6. Барабанова, С.С. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации /С.С. Барабанова / Психологическая наука и образование. 1998. - №1. - 60с.

7. Деркач, A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. -- М., 1999. -- 392с.

8. Кириллов, И.М. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ / И.М. Кириллов. // Социологические исследования. 1993.- N 4.- 224с.

9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983.-255с.

10. Савенко, Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного / Ю.С. Савенко. // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. Т.З.637с.

Приложение

Программа социологического исследования на тему: "Бродяжничество среди подростков как социальная проблема"

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети и подростки чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.

Цель исследования - выявления причин и поиск путей решения проблемы бродяжничества среди подростков.

Объект - бродяжничество как социальная проблема.

Предмет - бродяжничество среди подростков как социальная проблема.

Гипотеза - раннее бродяжничество оказывает негативное влияние на процусс формирования субъективных свойств личности, определяющих выбор жизненного пути личности в обществе.

Основными задачами исследования являются: изучить теоретико-методологические основы изучения проблемы, проанализировать научно-методологическую литературу для выявления проблемы бродяжничества среди подростков, изучить превентивные меры по предупреждению бродяжничества среди подростков.

РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ