logo search
Агрессивное поведение дошкольников в общении со сверстниками

ВВЕДЕНИЕ

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают «мелкие пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно [1].

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что любые нарушения в отношениях ребенка со сверстниками могут выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

К процессу детского неблагополучия в процессе общения, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие исследователи: Л.С. Выгоцкий, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, А.П. Усов и др.

Целью данной курсовой работы является анализ одной из форм нарушения общения со сверстниками детей дошкольного возраста - агрессивности.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности и развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте;

- описать агрессивность как одну из проблемных форм отношения к сверстникам в дошкольном возрасте;

- провести практическое исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками.

Таким образом, объектом исследованиякурсовой работы являются дети дошкольного возраста, а предметом - агрессивное поведение детей дошкольного возраста в общении со сверстниками.

В процессе написания курсовой работы использовались труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов: В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, А.А. Реан, Т.П. Смирновой, И.А. Фурмонова, Р. Бэрона и Д. Ричардсона и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.