logo search
Агрессивность детей старшего дошкольного возраста

1.3 Особенности профилактики и коррекции детской агрессивности

Несмотря на значительные различия в определениях агрессии, в настоящее время большинство ученых - исследователей придерживаются следующего определения: агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Необходимо развести понятие «агрессия» и «агрессивность».

Представляется недостаточно обоснованной попытка определить агрессию только как внешние действия. Уже в раннем возрасте поведение начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании и поощрении и т.д.

Как известно, любое поведение мотивировано. Мотив характеризует побуждения, потребности личности, а агрессия - это форма поведения личности (индивидуальное или коллективное), направленное на население какого-либо вреда или ущерба.

«Агрессивность» можно понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. [76].

Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.

Ребенок вплотную сталкивается с проблемой агрессии значительно раньше, чем предполагают взрослые. Его понимание агрессии по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных витальных потребностей.

С агрессией соотносятся такие понятия как враждебность, жестокость, насилие, притеснение, влечение к разрушению [72].

Враждебность - «включает в себя гнев, отвращение и призрение. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности, это сложное мотивационное состояние, а агрессия - следующее из него поведение».

Жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к страданиям других людей или животных (или же в стремлениях к их причинению) и, как осознанные (неосознанные) действия или бездействия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому человеку.

Влечение к разрушению - одно из понятий З. Фрейда, использованное им при выдвижении гипотезы о наличие в человеке агрессивного, деструктивного влечения и инстинкта смерти. Позже он рассматривал эти понятия как равнозначные или, во всяком случае, близкие друг другу.

Согласно З. Фрейду, все влечения (к жизни и смерти) в равной мере необходимы. Их взаимодействие и противодействие порождает явления жизни. Так, по мнению З. Фрейда, инстинкт самосохранения является эротическим по природе, но для того, чтобы претвориться в жизнь, он нуждается в агрессивности. С точки зрения З. Фрейда, желание лишить человека его агрессивных наклонностей практически неосуществимо. Можно попытаться отвлечь его сторону, чтобы оно не обязательно находило свое выражение в войнах [82].

Следующий неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни ребенка - фантазии. Современные представления о значении фантазий уходят корнями в гипотезу З. Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. З. Фрейд считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена - агрессии и сексуальности. Если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в фантазии, наполняя их агрессивными и сексуальными образами [83].

Исследователи различных стран пытаются найти факторы, способствующие снижению агрессии. Чаще всего снижение агрессии связывают с проявлением агрессивных фантазий. Этому вопросу были посвящены психологические эксперименты, проведенные американским исследователем С. Фишбеком. Им был поставлен вопрос о том, приводят ли агрессивные фантазии к уменьшению агрессивности, злости человека.