2. Эксперимент Форера
Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера (Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, - средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз.
Описание, которое давал студентам Форер
"Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми - не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же - интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей - стабильность".
Факторы, влияющие на эффект
· Субъект убеждён, что описание применимо только к нему.
· Расплывчатость характеристики делает её применимой практически к любому человеку, и это наводит испытуемого на мысли о её справедливости.
· Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
· В описании преимущественно присутствуют позитивные характеристики.
- Введение
- 1. Эффект Барнума
- 2. Эксперимент Форера
- 3. Эффект Розенталя
- 4. Плацебо
- Механизм эффекта
- Плацебо в фармакотерапии
- Плацебо в доказательной медицине
- Плацебо в фармакологии
- Плацебо в психиатрии
- Плацебо в наркологии
- 5. Стокгольмский синдром
- 6. Синдром Мюнхгаузена
- 7. Групповое мышление
- 8. Стэнфордский тюремный эксперимент
- Цели и средства
- 9. Эффект привязки
- Использование эффекта якоря
- Заключение
- 3. Основная проблематика
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 1.Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире
- 3. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире.
- 2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире
- 2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире
- 1. Проблематика психологической
- 3. Основная проблематика