2. Психические состояния
В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени пли адаптационного процесса. Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний.
Познакомимся с некоторыми из них.
Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.
Психические состояния - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата (Е.П. Ильин).
В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное
активационно-энергетическое.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания.
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов.
Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью.
Полярность означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние.
Классификация психических состояний:
в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний:
- личностные;
-ситуативные:
а) общефункциональные, определяющие общую активность человека;
б) состояния психического напряжения в сложных условиях жеятельности и поведения;
в) конфликтные психические состояния.
в зависимости от доминирующих компонентов:
- интеллектуальные;
-волевые;
-эмоциональные;
в зависимости от степени глубины:
- состояния (более или менее) глубокие;
-поверхностные;
в зависимости от времени протекания:
- кратковременные;
-затяжные;
-длительные;
в зависимости от влияния на личность:
- положительные и отрицательные;
- стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
в зависимости от степени осознанности-состояния более или менее осознанные;
в зависимости от причин, их вызывающих;
в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
К устойчивым психическим состояниям личности относятся:
эмоциональные (оптимальные и кризисные) состояния.
пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).
психические состояния нарушенного сознания.
Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности и с особенностями психической саморегуляции каждого человека.
3. Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния.
На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов (1964). Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин "состояние", как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни.
Даже те авторы, -- продолжает он, -- которые не считают нужным выделять психические состояния в качестве особой психологической категории, все же пользуются этим понятием, когда речь идет об эмоциях или чувствах» (с. 103).
Эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.). Рассмотрим характеристики некоторых из них.
Стресс.
Стресс характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях -- в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.
Состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях Г. Селье, и они свойственны любому адаптационному процессу.
Основные черты психического стресса можно характеризовать следующим образом: стресс -- это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс -- это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Более подробно с явлением стресса и его стадиями вы познакомитесь в следующей лекции.
Утомление (усталость).
Утомление -- это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
Состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.
Обенность данного состояния заключается в том, что оно имеет различные уровни проявления:
- физиологический (проявляется в повышении инертности нервных процессов);
- психологический (происходит снижение чувствительности, возможности психических познавательных процессов, сдвиги в эмоциональной и мо-тивационной сферах);
- поведенческий (выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций);
Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения физической работы). Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление.
Как правило, утомление -- это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.
4. Пограничные психические состояния
Характеристика функционального состояния явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики.
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Одним из таких признаков является состояния психической нормы. Главной особенностью пограничных психических состояний является не только то, что они располагаются между состоянием здоровья и болезни, но и то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации.
К ним относятся:
реактивные состояния;
неврозы;
психопатоподобные состояния;
задержки психического развития.
Для психической нормы характерны такие особенности:
адекватность поведенческих реакций внешним воздействиям;
детерминированость поведения, его концептуальность;
согласованность целей, мотивов и способов поведения;
соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.
Понятие которое характеризует адаптационные возможности человека называется адаптационным барьером. Адаптационный барьер -- это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению Юрия Анатольевича Александровского, который ввел в науку понятие барьера психической адаптации, они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. К таким личностным образованиям мы относим самооценку личности, систему ее ценностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Этот компонент имеет двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой -- физиологическую. Таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации выступают эмоции.
Нарушения психической саморегуляции сводятся к следующим особенностям:
Частая и быстрая смена настроения, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, слабость нервной системы.
Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, уход от контактов с людьми, гипертрофия одиночества, отверженности.
Повышенная возбудимость, импульсивность, обидчивость, жестокость, эгоистичность.
Умственная отсталость, слабохарактерность, повышенная конформность.
Непатологические психические аномалии деформируют внутриличностные структуры. Психические аномалии могут быть временными и устойчивыми личностными особенностями.
Реактивные состояния - это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм.
С нейрофизиологической точки зрения, реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги, перестраивается вся внутренняя среда организма; нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем.
Непатологические реактивные состояния подразделяются на:
Аффективно-шоковые психогенные реакции. Возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей. В этих обстоятельствах возникает также гиперкинетическая или гипокинетическая реакция. При гиперкинетической реакции возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, человек "не помнит себя". Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора-обездвиженности, возникает помрачение сознания.
Депрессивные психогенные реакции. Обычно возникают вследствии больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. В поведении человека могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).
От пограничных психических состояний следует отличать так называемые пограничные психические расстройства, под которыми обычно подразумеваются различные формы психопатии. Согласно перечню диагностических рубрик международной классификации болезней (МКБ-10), разряд пограничных психических расстройств насчитывает более 200 наименований. Все они составляют предмет изучения для психиатра, так как в данном случае речь идет не о состояниях, граничащих с нормой и патологией, а о расстройствах, занимающих промежуточное положение между неврозами и психозами. Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра. Чаще всего на практике психолог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, посттравматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми расстройствами и паническими состояниями.
Неврозы - это срывы нервно-психической деятельности:
Истерический невроз. Возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Выражается в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.
Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости, истощении. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства.
Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых мудрствованиях.
Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos-страх).
Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями и неадекватным поведением.
Фобии многообразны:
нозофобии - страх различных заболеваний,
клаустрофобия - боязнь закрытых помещений,
агорафобия - боязнь закрытых пространств,
айхмофобия - боязнь острых предметов,
ксенофобия - боязнь всего чужого,
социофобия - страх общения,
логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей.
Навязчивые представления - персеверации - это циклические непроизвольные воспроизведения двигательных и сенсорно-перцептивных образов.
Навязчивые влечения - непроизвольные нецелесообразные стремления.
Навязчивые мудрствования - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах.
При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия.
Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения.
В ряде острокритических ситуации при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям.
Существуют навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения.
При навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспособным совершить те или иные действия.
При неврозах ожидания опасности человек, переживший испуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.
Существуют невротические сценарии жизни, при которых остро переживаются давно прошедшие события.
Психопатия (от психо и греч. pathos - страдание) - врожденная или развившаяся в детстве аномалия личности, аномалия высшей нервной деятельности, психическая неполноценность личности.
Психопатия появляется на основе взаимодействия врожденной неполноценности с сугубо негативными условиями окружающей среды. У психопатов появляется дисгармоничность эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатам не свойственны необратимые дефекты личности. При благоприятных условиях эти аномалии проявляются не с такой остротой. Однако при всех психически трудных для них ситуациях неизбежен срыв.
Разновидности психопатии:
астеническая,
возбудимая (взрывная),
истерическая параноическая
шизоидная психопатия.
Психастенические психопаты характеризуются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, дезадаптацией в психически напряженных ситуациях. Их жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болезненному мудрствованию, застойному самокопанию (любят "пилить опилки"), навязчивым идеям. Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, общее энергетическое ослабление высшей нервной деятельности, слабость наиболее хрупкого тормозного процесса.
Возбудимые (взрывчатые) психопаты раздражительны, находятся в состоянии психического напряжения, требовательность к окружающим, крайний эгоизм, взрывная эмоциональная реактивность, доходящая до приступа ярости.
Взрывчатым психопатам характерны повышенная себялюбие и недоверчивость. Они часто впадают в состояние злобной тоски. Они упрямы, конфликтны, мелочно придирчивы, властны. В общении грубы, а в гневе - весьма агрессивны, способны наносить жестокие побои. Их неуравновешенное поведение происходит на почве узкого сознания. В отдельных случаях злобность и взрывчатость впадают в застойные влечения (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные извращения).
Истерические психопаты одержимы жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства. Их склонность к преувеличениям нередко переходит в лживость, а восторг и огорчение проявляются бурно и экспрессивно (театральные жесты, рыдания и громкий неудержимый смех, восторженные объятия и обиды на "всю жизнь"). Их жизненное кредо - быть в центре всеобщего внимания любыми путями - безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы).
Психика их незрела, инфантильна. В нейрофизиологическом плане у них доминирует первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечатления настолько ярки, что подавляют трезвость мышления.
Параноические психопаты (параноики) склонны к "сверхценным идеям". Им свойственно узкое мышление, однонаправленность интересов, повышенные самомнения, эгоцентризм, подозрительность. Низкая пластичность психики приводит их к конфликтам, борьбе с мнимыми врагами. Главная их направленность - "изобретательство" и "реформаторство". Непризнание их достоинств, приводит их к столкновениям со средой.
Шизоидные психопаты - высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограничены, деспотичны и неуклюжи. Педантичны и аутичны - отчуждены. У них отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям окружающих. Их социальные контакты весьма затруднены. Они жестоки, холодны и бесцеремонны; их внутренние побуждения нелогичны и часто обусловлены сверхценными для них ориентациями.
Психопатам истерического и возбудимого типа особо свойственны сексуальные извращения.
Психопатические черты личности развиваются при крайностях в подходе к воспитанию - подавление, угнетение, принижение формируют подавленный тормозной тип личности. Постоянная грубость, насилие способствуют формированию агрессивного типа личности.
Истерический тип личности складывается при обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех прихотей и капризов психоподобного индивида.
Традиционно психологи выделяют два периодических состояния сознания, свойственных всем людям:
бодрствованием человека с внешним миром, и
сон - состояние отдыха. В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования:
крайний уровень напряжения,
активное бодрствование,
спокойное бодрствование.
Сон относится к измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения.
В фазе "медленного" сна на последней его стадии (глубокого) сна возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, "лунатизма") - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей.
Под медитацией в психологии понимаются два явления: измененное, по желанию индивида, специфическое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на объекте или мысли, и техника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект испытывает реальное удовлетворение благодаря наступлению релаксации (уменьшение напряжения, расслабления, снятия стресса). Вероятно и наступление того, что у буддистов называется нирваной - состояние высшей безмятежности, спокойствия, слияние души со Вселенной.
Техники медитаций:
йога (древнеиндийская),
зазен (японская),
дервиш-турнеров (мусульмане-проповедники),
трансцендентальная медитация (с использованием мантры),
психофизическая тренировка (аутотренинг).
Термин "гипноз" имеет два значения:
a) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;
б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера.
Аутогипноз - психическое состояние, вызываемое самовнушением.
Гипнотизация - это возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение бывает прямым (императивным), а также косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, достигнутым в бодрствующем, гипнотическом, постгипнотическом состоянии, естественном сне.
В гипнотическом состоянии существует немало общего со сном и медитацией в связи с тем, что его достижение характеризуется уменьшением притока сигналов к мозгу. Действия загипнотизированного часто создают впечатление отказа от собственного здравого смысла. Но при отсутствии у загипнотизированного абулии (патологического безволия) невозможно заставить его совершить то, что он не одобрил бы в здравом состоянии.
Эйфория - это психическое состояние приподнятого радостного настроения, благодушия, оторванного от реальных обстоятельств. Для этого состояния характерно мимическое и пантомическое оживление, психомоторное возбуждение.
Дисфория - это состояние противоположное эйфории, проявляющееся в пониженном настроении, сопровождающееся мрачностью, раздражительностью, озлобленностью, повышенной восприимчивостью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Чаще встречается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при отдельных формах психопатий. Дисфория является патологическим состоянием.
Ятрогения (внушенная болезнь) - это отрицательное психическое состояние, формирующееся под влиянием ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (в результате неосторожного комментирования особенностей болезни пациента), приводящая к возникновению неврозов.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 455
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма ......………....... 438
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 447
- 3.1 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 453