logo search
shpory_psihologia (4)

20. Стадии развития мышления в онтогенезе.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами. В процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению. Важная особенность мышления – речь. Следует отметить, что речь является орудием мышления. Мышление – наиболее обобщённая и опосредов форма психич отражения, устанавливающ связи и отнош между познаваемыми объектами.

Выделяют такие операциональные компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

Типы мышления:

1. Практически-действенное мышление – решение мыслительной задачи осуществляется лишь как часть практической задачи.

2. Наглядно-образное мышление – когда задача представлена некоторой совокупностью образов..

3. Словесно-логическое мышление – решение проблемы осуществляется посредством оперирования отвлечёнными понятиями.

Онтогенез – развитие живых организмов на протяжении жизни.

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов.

1. Принято считать, что начальный этап мышления связан с обобщениями. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни.

2. Следующим этапом развития связан с овладением ребенком речью. Слова, которыми овладевает ребенок являются опорой в общении. Они быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой.

3. На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании сравнения.

4. Начинают развиваться индукция и дедукция. При достижении ребенком школьного возраста отмечается рост мыслительных возможностей ребенка. Круг понятий всё более расширяется.