logo search
shpory_psihologia (4)

18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.

То, что мы воспринимаем, обычно не исчезают бесследно. Оно закрепляется, сохраняется и воспроизводится в дальнейшем.

Память – ряд сложных психических процессов, осуществляющих приобретение, отбор, сохранение и воспроизведение информации.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во вторых, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать. А для взрослого помнить – значит осмыслить материал.

Свобода воспроизведения памяти зависит от способов запоминания информации и от способов её извлечения.

1. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию.

2.Гипноз может способствовать лучшему извлечению информации.

3. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания — это придание запоминаемому материалу структуры типа "дерево".

4. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания

5. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции.

6. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.