logo search
Лаврова / Психология девиантное подросток

7. Основные направления и формы профилактики

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Некоторые авторы (С. Я. Улицкий) все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Например, для профилактики пьянства и алкоголизма выделяют следующие основные направления: психогигиеническое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое.

Свои особенности имеют системы мероприятий, направленные на профилактику правонарушений.

Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность.

Опыт показывает, что перенос центра тяжести в цепи профилактических мероприятий на какие-то отдельные звенья заранее обречен на неуспех, и только при гармоничном использовании всего комплекса мероприятий (государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических, психогигиенических и др.) можно надеяться на положительные результаты.

Эффективность профилактики заключается в воздействии на все основные факторы отклоняющихся форм поведения: социальные, психологические, биологические.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и специалистов.

Профилактика девиантных форм поведения должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и рабочей молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

И наконец, профилактика нарушений поведения должна быть последовательной, поэтапной.

Итак, условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т. е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика (медицинская проблема) направлена на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. Третичная профилактика так же может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

1. Первичная профилактика.

Первичная профилактика включает в себя три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально позитивно ориентированной личности.

Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если правонарушения или пьянство коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды. «Если характер человека создается обстоятельствами,— писал К. Маркс,— то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 145— 146).

Методы и формы профилактики могут быть самыми различными: идеологическими, экономическими, культурно-воспитательными, организационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на единый результат — ликвидацию социальных причин, порождающих пьянство, правонарушения, половую распущенность, суициды и др.,

Особо тщательного внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг служит одним из ведущих факторов, влияющих на формирование и проявление девиантного поведения.

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья.

Деструктивная семья отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живет своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи — отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из ее членов (родитель) душевнобольной или злоупотребляет алкоголем.

Распадающаяся семья — семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях «союзников», или делают их «козлами отпущения». Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.

Распавшаяся семья — семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы или матери).

Неполная семья — семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она не психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы.

Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье обычно царствует деспотизм, жесткая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты.

Неправильное воспитание в негармоничной семье является основной причиной формирования девиантного поведения у подростков. Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся, типы неправильного воспитания: гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, условия жесткого обращения и повышенной моральной ответственности (А. А. Вдовиченко и др.,Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко).

Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции— воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

Социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентовые» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация.

Г ипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция).

Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или, наоборот, подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие. Такая ситуация складывается в семьях, где появляется мачеха или сводные братья и сестры (воспитание по типу Золушки). Подростки обычно тонко чувствуют фальшь во взаимоотношениях и тяжело переживают роль «лишнего», ненужного в семье.

Условия жестоких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание. Формируются часто в ригидных псевдосолидарных семьях или в закрытых учреждениях для подростков, где процветают деспотизм, тирания вожаков, угнетение слабых сильными.

Условия повышенной моральной ответственно с т и возникают там, где родители ожидают (и требуют) от подростка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких семьях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Все это нередко оканчивается реакцией оппозиции, эмансипации или способствует формированию психастенических черт характера.

Работа с семьями, в которых применяются порочные методы воспитания, очень трудна, но именно она является основой психогигиенического направления профилактики девиантных форм поведения. Такая работа должна быть разнообразной (общественная, педагогическая, психотерапевтическая, правовая и пр.), а главное— комплексной.

Важным социальным фактором, способствующим формированию девиантного поведения, является отсутствие нравственно-правового воспитания.

Многие правовые нормы прямо воспроизводят требования морали, другие — вытекают или основываются на главных нравственных принципах. Например, такой принцип, как забота о воспитании детей, отражен не только в Конституции, но и в брачно-семейном законодательстве. В ст. 62 Кодекса о браке и семье БССР указывается, что родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду. Родители, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, могут быть лишены родительских прав на основании ст. 70 Кодекса о браке и семье.

Нравственно-правовое воспитание должно проводиться повсеместно: в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает их эффективность. По сути дела, любая беседа, урок, общественное мероприятие могут служить базой для нравственно-правового воспитания.

Однако знание норм права и морали еще не гарантирует нравственности и правомерности поведения. Эти знания приобретают действенную силу только в том случае, если становятся убеждением.

Противоалкогольное воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиениче-ское воспитание и формирование трезвеннических установок (Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт, А. Н. Маюров).

Основные задачи санитарно-гигиенического противоалкогольного воспитания: 1) повышение санитарной грамотности и культуры населения; 2) пропаганда здорового образа жизни; 3) искоренение вредных для здоровья привычек.

Опыт показывает, что не только подростки, но и их родители мало знают о вреде, который приносит алкоголь формирующемуся организму. Подросткам и их родителям нужно в доступной форме разъяснить, что алкоголь — не «продукт питания» и неотъемлемый атрибут многих традиций, а прежде всего вещество с выраженным наркотическим действием. Он, так же как и наркотики, разрушающе действует на весь организм, и прежде всего на клетки головного мозга. Алкоголь — универсальное средство, способное лишить человека разума. Если деградация личности у взрослого человека, злоупотребляющего алкоголем, наступает в среднем через 10—15 лет, то у подростка — через 3— 4 года.

В противоалкогольной пропаганде среди подростков следует также делать акцент на том, что хроническое отравление алкоголем отрицательно влияет на половые и детородные функции мужчин и женщин.

Самое страшное последствие пьянства и алкоголизма — неполноценные дети, рождающиеся у родителей, злоупотребляющих алкоголем. У некоторых детей нервно-психические расстройства могут проявляться не сразу, а лишь по достижении ими подросткового и юношеского возраста.

Существует неверное представление о том, что неполноценные дети рождаются только в тех случаях, если зачатие происходит в состоянии алкогольного опьянения. Хроническая алкогольная интоксикация не менее опасна, чем острое опьянение, особенно если учесть, что алкоголь удерживается в тканях организма в среднем 10— 15 сут.

Говоря о психологических аспектах противоалкогольной пропаганды, следует отметить, что одностороннее «запугивание» подростков пагубным влиянием алкоголя на организм чаще всего не дает нужного эффекта. Это происходит, во-первых, потому, что изображенная на красочном плакате печень алкоголика или Даже заспиртованный в банке уродливый зародыш представляются подростку далекой абстракцией, не имеющей к нему прямого отношения. Во-вторых, психологи знают, что только негативные стимулы не могут длительно и эффективно определять сложное жизненное поведение. Нужны позитивные элементы, перспективы, цели, мотивы, ради которых необходимо устоять перед соблазном выпить со сверстниками в «хорошей компании».

В противоалкогольной пропаганде важно не только наглядно показать, почему плохо пить, еще важнее доказать, почему хорошо не пить. И здесь мало одних декларативных заявлений и императивных утверждений. Нужны конкретные, доступные восприятию и пониманию подростка примеры, подтверждающие и иллюстрирующие положение о том, что быть трезвым интереснее и полезнее, чем пьяным.

Стратегия противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей должна быть основана на принципе полного запрещения подросткам употребления спиртных напитков. Многочисленные наблюдения показывают, что основы пьянства как стереотип поведения закладываются именно в подростковом возрасте и быстрее, чем у взрослых, приводят к формированию алкоголизма (Н. Е. Буторина и соавт., М. Д. Пятое, Н. Г. Шуйский, В. Т. Кондрашенко).

Правовой основой противоалкогольной пропаганды среди родителей должен стать закон, предусматривающий ответственность взрослых за вовлечение в пьянство детей и подростков.

Одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе, которой сейчас придается государственное значение. В постановлении Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (1985) Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР указано на необходимость «предусмотреть вопросы антиалкогольного воспитания в курсах общественно-политических, гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах, профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях».

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:

противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

приведение противоалкогольной работы в школах преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

распространение противоалкогольного просвещения и на родителей учащихся.

Работа с родителями должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, старших учеников)

При планировании и проведении мероприятий по противоалкогольному воспитанию следует помнить о том, что подростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. При этом предметом подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя, вредно», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей.

Однако проблема пьянства еще далека от своего окончательного решения.Не менее грозным явлением, особенно среди подростков, становятся все нарастающие в последние годы наркомании и токсикомании. Нередки случаи, когда «нюхальщики» собираются группами и старшие подростки передают свой «опыт» младшим.

По количеству тяжелых осложнений и смертельных исходов прием наркотиков и токсикоманических веществ значительно превосходит пьянство. Половое воспитание. Профилактика сексуальных отклонений, так же как и других форм девиантного поведения, не может быть решена только силами медицины, но именно медицина формирует основные направления их предупреждения и осуществляет ряд социальных профилактических мер.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мероприятий, направленных на формирование у молодежи правильного отношения к вопросам пола, способствующих повышению сексологических знаний, полнеценному отношению к детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, укреплению чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи.

Основная задача полового воспитания, по мнению И. С. Кона, состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой достаточно важной стороной жизни.

Примечательно, что взгляды на половое воспитание молодежи в различных странах неодинаковы. Так, если в Дании, Швеции, ГДР, ФРГ, Англии, Польше, Чехословакии к половому воспитанию детей относятся благосклонно, поощряют его, то в Италии, Турции, Греции, Алжире, наоборот, считают, что излишняя информация, касающаяся взаимоотношения полов, только развращает молодежь (Д. Н. Исаев).

Веками люди рассматривали все относящееся к полу как что-то постыдное, не подлежащее обсуждению. Большую роль в этом сыграла религия, которая всегда рассматривала все плотское как пагубное и греховное.

Однако опыт показывает, что знания сами по себе не могут развратить человека. Более того, устойчивые нравственные позиции формируются лишь в результате постоянного и длительного культивирования их с раннего детского возраста.

Наряду со школами половое воспитание осуществляют медицинские учреждения, органы санитарного просвещения, семейные консультации, радио, телевидение, кино, литература, искусство и т. д. Однако основным очагом направленного полового воспитания может стать только семья. Но для этого необходимо, чтобы родители были правильно ориентированы в психогигиенических нормах, а также имели представление об основных методах и целях полового воспитания. Отсюда следует, что половое воспитание детей должно начинаться с полового воспитания родителей (воспитателей).

Организация полового воспитания требует согласования усилий семьи, школы, средств массовой информации, медицинских и общественных учреждений. Важно, что бы врач не подменял педагога, педагог — врача, а тот и другой вместе — не выполняли функцию родителей. Успех полового воспитания возможен только при совместных и согласованных усилиях родителей, учителей, врачей, юристов, психологов, социологов, журналистов и всего населения.

Известно, что подростков младшего возраста в основном интересуют вопросы физического развития, анатомия и физиология пола, в то время как более старших больше волнует психология отношения полов, такие понятия, как дружба, любовь, семья.

Половое воспитание только тогда дает нужные плоды, когда оно основано на взаимном доверии взрослого и подростка. Если же воспитатель относится к сексуальным проблемам подростка с высокомерием, непониманием, насмешками, это только провоцирует сексуальные девиации.

В процессе полового воспитания необходимо стремиться к тому, чтобы подростку прививались чистые, лишенные пошлости взгляды на взаимоотношения полов.

Методика полового воспитания должна быть построена таким образом, чтобы рассказы о психофизиологии пола и демонстрация соответствующих иллюстраций не способствовали возбуждению полового влечения подростков. В этом случае подростку целесообразно напомнить о пути его собственного развития, о счастье и ответственности материнства, переведя тем самым будоражащую притягательность «секса» в иное русло.

В подростковом возрасте в отличие от детского все большее значение приобретают санитарно-гигиенические аспекты полового воспитания. Необходимо заранее подготовить девочек к началу менструаций, мальчиков — к появлению поллюций. Подросток должен знать, что длительное половое воздержание в этом возрасте не приносит никакого физического или духовного вреда. В то же время раннее начало половой жизни может поставить под угрозу здоровье, учебу и всю личную жизнь, как собственную, так и полового партнера. Особый вред молодой женщине приносят гормональные противозачаточные средства и ранний аборт. Исследования последних лет показали, что первый аборт, сделанный даже в медицинском учреждении, в 30 % случаев приводит к бесплодию.

Подростка необходимо познакомить с нормами полового поведения, а также с отклонениями от принятых норм. Это может уберечь его от многих ненужных трудностей и ошибок.

Важно, чтобы молодые люди понимали, что половое поведение — одно из проявлений межличностных отношений, а поэтому подчинено общим моральным принципам нашего общества.

Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой диапазона и творчеством. Главное — создать условия, благоприятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем более к принуждению.

Проще всего запретить подростку половые связи до определенного возраста. Однако, как показывает опыт, только запрет, без достаточной информации о физиологии пола, возможности зачатия, о вреде аборта, неполноценности детей незрелых родителей, психической и физической травматизации беременной девочки, как правило, оказывается малоэффективным.

2. Вторичная профилактика.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления: 1) определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения; 2) раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и 3) медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.

Изучение факторов риска девиантного поведения дает      дополнительные возможности прогнозировать отдельные: формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

В частности, разработаны специальные карты повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н. Б. Конанчук, А. Г. Амбрумова и др.).     

Выделяют экстраперсональные и интроперсональные факторы повышенного суицидального риска. Наиболее важные экстраперсональные факторы: 1) психозы и пограничные психические расстройства; 2) суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, пост-, суицидальный период (до 3 мес); 3) подростковый возраст; 4) экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (служба в армии, длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и т. п.); 5) утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников; 6) конфликтная психотравмирующая ситуация; 7) пьянство, употребление наркотиков и токсикоманических средств.

Некоторые специалисты большое     внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, ' которые свойственны этому возрасту.

К интроперсональным факторам повышенного суицидальнего риска относят: 1) особенности характера, преимущественно шизоидного, сенситивного, эпилептоидногои психастенического типов; 2) сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; 3) неполноценность коммуникативных контактных систем; 4) неадекватную личностным возможностям самооценку; 5) отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Однако при определении реального суицидального риска необходимо учитывать не только факторы, способствующие суициду, но и факторы, удерживающие человека от суицидального поведения. Антисуицидальными факторами считают: 1) выраженную эмоциональную привязанность к близким; 2) родственные обязанности; 3) чувство гражданского долга, понятие о чести, дружеские привязанности; 4) зависимость от общественного мнения, особенно от мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида; 5) наличие планов, определяющих цель в жизни.

Наиболее важными факторами риска формирования пьянства и алкоголизма у подростков являются: 1) ранний возраст начала алкоголизации (10—12 лет); 2) индивидуальный характер реакций организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.); 3) неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников); 4) особенности характера, преимущественно эксплозивного, неустойчивого, эпилептоидного и гипертимного типов; 5) отягощенная наследственность; 6) пограничные нервно-психические расстройства.

Н. Я. Копыт, П. И. Сидоров к факторам, способствующим формированию «групп риска» по алкоголизму, относят: 1) пренебрежительное отношение подростков к своим социальным функциям и обязанностям; 2) отсутствие устойчивых индивидуальных увлечений; 3) наличие «лишнего времени»; 4) неумение содержательно проводить досуг; 5) противоправное поведение; 6) плохо поставленное противоалкогольное воспитание.

Выделены факторы риска преступного поведения (В. Я. Семке, 1982; В. Н. Кудрявцев, 1986) и формирования сексуальных девиаций (Г. С. Васильченко, 1977; А..Е. Личко, 1983; Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986).

Индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей признаков его мотивации. Три основные группы таких признаков: 1) внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т. д.);

2) внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности); 3) типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).

А. Е. Личко, И. Ю. Лавский , исследуя медико-психологические аспекты проблемы, выделяют следующие признаки высокого риска патологических нарушений поведения у подростков: 1) высокие показатели психологической склонности к делинквентности и алкоголизации; 2) акцентуации характера неустойчивого типа; 3) высокие показатели эмоциональной лабильности, эпилептоидности, истероидности; 4) резко выраженные реакции эмансипации или диссимуляции личностных отношений; 5) крайне низкую конформность.

Из подростков с повышенным риском к той или иной форме девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», должна быть усилена профилактическая работа.

Выявление лиц с нервно-психическими расстройствами. В настоящее время в отечественной науке сформировалось устойчивое мнение о том, что отклонения в поведении, особенно такие его формы, как правонарушения, пьянство, половая распущенность, суицидальные действия, могут быть как у больных, так и у здоровых в нервно-психическом отношении людей (В. В. Ковалев; А. Г. Амбрумова; А. Е. Личко; В. Н. Кудрявцев).

Такой подход к проблеме имеет принципиальное значение, поскольку во многом определяет тактику профилактических мероприятий: в первом случае это в основном меры медицинского характера (раннее выявление, учет, лечение, трудоустройство и т. д.); во втором — меры воспитательного и правоохранительного порядка.

Количество лиц с нервно-психическими расстройствами среди подростков с нарушениями поведения колеблется в среднем в пределах 25—55 % (В. Я. Семке; Н. И. Емельянцева и др.).

Пестрота полученных разными авторами результатов объясняется главным образом неоднородностью изучаемого контингента (общая популяция, школа для несовершеннолетних правонарушителей, психиатрический стационар). Тем не менее все сходятся во мнении, что среди психических расстройств, встречающихся у несовершеннолетних правонарушителей, одно из первых мест занимает психопатия. Это дало повод некоторым исследователям (А. К. Ленц, 1927) идентифицировать такие понятия, как психопат — социопат — врожденный преступник. Подобные же мнения высказывались зарубежными авторами и в более позднее время.

Видные отечественные психиатры (В. П. Осипов, П. Б. Ганнушкин, Н. Н. Тимофеев и др.) всегда четко отграничивали правонарушения у лиц, страдающих психопатией, от правонарушений у психически здоровых, но асоциально ориентированных личностей.

В. П. Осипов (1944) ввел термин «псевдопсихопатия». В наше время более широкое распространение получило понятие о «микросоциально-педагогической запущенности» (В. В. Ковалев). Микросоциально-педагогическая запущенность отличается от психопатии прежде всего отсутствием патологической динамики личности, большей изобретательностью поведения в зависимости от микросреды и ситуации, изменчивостью, переключаемостью поведения в различных условиях и при выполнении подростком различных социальных ролей, более выраженным самоконтролем. В. В. Ковалев в качестве дополнительного признака микросоциально-педагогической запущенности выделяет отсутствие невротических и соматовегетативных нарушений.

Пьянство как девиантную форму поведения приходится дифференцировать, с одной стороны, с начальными стадиями алкоголизма, с другой — с нервно-психическими заболеваниями, нередко сопровождающимися злоупотреблением алкоголем.

При обследовании группы подростков с сексуальными девиациями психические нарушения были обнаружены у 38,6 % из них.

На особенности отдельных форм нарушения поведения в рамках различных заболеваний указывают многие специалисты.

На состоявшемся в 1986 г. международном симпозиуме на тему «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» большинство докладов было посвящено особенностям нарушения поведения при различных психических заболеваниях. Подобные исследования, несомненно, перспективны, так как способствуют отграничению социально-педагогической запущенности от психических заболеваний, а главное, позволяют выработать дифференцированные и конкретные мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию различных форм нарушения поведения.

Медицинская коррекция нарушений поведения рассчитана на лиц с нервно-психическими расстройствами, а следовательно, является частью более широкой системы лечебно-педагогических мероприятий. В практической работе врача наибольшее распространение получили два основных метода коррекции поведения: психотерапевтический и медикаментозный.

Психотерапевтический метод коррекции. Психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через психику — на поведение больного. Психотерапия позволяет перестраивать личность, способствует психологической и социальной переориентации больного.

Метод психотерапии является специфическим, так как эффект при его применении достигается не физическими или химическими свойствами лечебного фактора, а с помощью информации, которую он в себе несет.

С целью коррекции поведения чаще других применяют такие методы психотерапии, как убеждение (рациональная психотерапия), внушение, самовнушение и семейная психотерапия. В последние годы все шире применяется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Рациональная психотерапия — метод, в основе которого лежит убеждение.

Беседуя с пациентом, врач должен убедить его в том, что пьянство, правонарушения или суицид — не лучший способ решения жизненных проблем, что виной его порочного поведения является не столько конфликтная ситуация в семье или школе, сколько он сам. Важно вместе с подростком проанализировать создавшуюся ситуацию, выяснить истинные причины, приведшие к нарушению поведения, а главное, убедить подростка в необходимости изменить свою жизненную позицию. Для такого диалога врач должен прежде всего добиться полного доверия пациента, знать его внутренний мир, хорошо разбираться во всех сложностях окружающей его микросреды.

При проведении рациональной психотерапии врач совместно с пациентом должен выяснить следующие основные вопросы: 1) каким пациент считает себя; 2) каким он хочет быть в оценке окружающих; 3) каким его считают другие; 4) каков он на самом деле; 5) какой ущерб приносит ему его неправильное поведение (пьянство и пр.). В результате этого у подростка формируется правильное самосознание, самооценка, что повышает эффективность лечения.

Психотерапию нужно проводить с учетом личностных особенностей пациента. В этом отношении практический интерес представляет разработанная А. Е. Личко и соавт. схема показаний к разным методам психотерапии в зависимости от типа акцентуации характера.

Рациональная психотерапия в той или иной мере сочетается, а иногда и переплетается с внушением. Суггестивная направленность беседы усиливает ее психотерапевтический эффект.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что пациент активно участвует в коррекции своего поведения, но это может быть и недостатком метода, если подросток негативно относится к лечению.

Внушение отличается от убеждения в основном тем, что информация при нем воспринимается без должной критической оценки.

Верификация информации бывает снижена в детском и подростковом возрасте, при определенном состоянии головного мозга (частичный сон), у лиц с невысоким интеллектом, у истероидных психопатов, алкоголиков, наркоманов и т. д. Чем ниже верификация информации, тем выше внушаемость.

Различают прямое и косвенное внушение. Реализация прямого внушения связана непосредственно со словом врача. При этом пациент обычно может установить связь между произведенным внушением и вызванным им действием.

При косвенном внушении прибегают к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым пациент, как правило, и связывает полученный лечебный эффект. Промежуточным раздражителем может быть действие врача или искусственно созданная им суггестивная ситуация, индифферентное химическое вещество, физиотерапевтическая или диагностическая процедура. Больному можно дать индифферентный порошок и внушить: «Вы сейчас примете порошок. Он обладает успокаивающим действием. Через 15 мин вы станете спокойным и уравновешенным. В последующем будете принимать порошок 3 раза в день, и поведение ваше изменится».

Можно оросить подростку заднюю стенку глотки небольшой дозой хлорэтила и внушить ему, что принимать спиртные напитки в течение года он больше не сможет. Можно провести любую мануальную или физиотерапевтическую процедуру и внушить бодрое самочувствие, исчезновение болей, нормализацию сна и т. д. При этом неважно, какой промежуточный раздражитель используется. Важно, кто и как его использует.

Лечебное свойство косвенного внушения широко использовали в своей практике такие видные клиницисты, как М. Я. Мудров, С. П. Боткин. На косвенном внушении основываются терапевтические успехи многочисленных сейчас «народных целителей» и «чудеса» экстрасенсов.

Лечебное (равно как и патогенное) свойство внушения известно давно. Слово, сказанное в определенной обстановке или опосредованное действием, может вылечить или убить человека. К сожалению, в наши дни врачи редко используют в своей практике этот мощный лечебный фактор, чаще отдавая его на откуп знахарям и шарлатанам.

Внушение с лечебной целью может проводиться как в бодрствующем состоянии, так и во время сна (естественного, гипнотического, медикаментозного).

Самовнушение. Если при внушении очаг концентрированного возбуждения в коре головного мозга возникает в результате действий внешних раздражителей, то при самовнушении он может образоваться вследствие оживления и тренировки внутренних ассоциативных связей. Самовнушение по силе воздействия не уступает внушению в состоянии гипноза. Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное самовнушение, как правило, несет в себе мощный эмоциональный заряд. Произвольное самовнушение возможно, если сосредоточивать мысли на каком-либо одном представлении. Путем самовнушения можно влиять не только на психические процессы, но и на некоторые висцеральные функции организма. Эта особенность самовнушения легла в основу религиозного учения йогов и давно используется в народной медицине.

Несомненным достоинством самовнушения по сравнению с гипнотерапией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

Аутогенная тренировка.

Семейная психотерапия—один из важных элементов психологической коррекции поведения подростка. Она направлена на изменение межличностных отношений в семье, а также на привитие подростку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Следует всегда помнить о том, что семейная жизнь — это очень интимная сфера жизнедеятельности людей. Поэтому врач может выступить лишь в роли деликатного и доброжелательного посредника, способствующего нормализации семейных отношений.

Групповая психотерапия. По определению Б. Д. Карвасарского, этот метод психотерапии «предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками... в лечебных целях — как для того, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить самого себя, так и для создания в группе эффективной системы обратных связей».

Оптимальными по составу следует считать малые группы, включающие 8—12 подростков, близких по возрасту, интеллектуальному развитию, со сходными жизненными проблемами и нарушениями поведения. На занятиях чаще используются активные вербальные методы. Наиболее адекватным для подростковой группы является метод «анонимного обсуждения» по Либиху.

Психотерапевт приводит в качестве примера «историю жизни» не известного группе подростка с девиантным поведением, а группе предлагается высказать свои суждения по поводу приведенного примера. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность сравнить свой жизненный путь с жизнью анонимного подростка и с помощью психотерапевта построить модель собственного поведения в подобных ситуациях. Основная задача психотерапевта при этом заключается в стимулировании и недирективном ориентировании группы и отдельных ее членов на адекватные формы поведения.

Предметом обсуждения может быть одна из предложенных психотерапевтом тем: «Я и моя семья», «Вино и наркотики», «Свободное время», «Что такое дружба», «Как я понимаю счастье» и т. п. Психотерапевт руководит ходом дискуссии, но стремится не подавлять активность подростков и поощряет их к свободному обмену мнениями. 

На отдельном занятии можно провести разыгрывание ролевых ситуаций. При этом темы, так же как и при обсуждении, могут быть самыми разнообразными: «Ночной приход», «Трудный разговор», «Незаслуженная обида», «Моя компания» и т. п. Занятия можно строить следующим образом: несколько подростков разыгрывают тему, а остальные комментируют их поступки и высказывания.

Наряду с адекватными вербальными методами на занятиях могут быть использованы и невербальные методы психотерапии, такие, например, как проективный рисунок, психогимнастика, пантомима, музыкотерапия и др.

Медикаментозная коррекция. Медикаментозные средства при коррекции нарушений поведения имеют вспомогательное значение и применяются обычно в сочетании с психотерапией. Они эффективны при невротических и аффективных расстройствах, часто сопровождающих девиантное поведение, или в тех случаях, когда нарушения поведения бывают проявлением нервно-психических заболеваний.

Клинический опыт показывает, что нарушения поведения чаще встречаются при психопатиях, неврозах, резидуально-органических нервно-психических расстройствах и олигофрении.

Выбор психотропных средств зависит от форм нарушения поведения, глубины сопутствующих невротических расстройств, характера и степени выраженности нервно-психических нарушений.

Во всех случаях медикаментозная терапия может быть только основанием, базой для психотерапевтической коррекции поведения.

Главным же в профилактике девиантного поведения у подростков является первичная профилактика с ее четкой социальной направленностью.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направленно на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков

включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика СМИ. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организованна в форме движения «Молодежь против наркотиков». Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание так же может вызвать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

1. Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

3.Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего- это умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Жизненно важным являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познания (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виду активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающем миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.