logo search
госэкз[1]

Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.

Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

Вопросы ГЭК по детской клинической психологии.

  1. Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии.

  2. История становления и развития отечественной медицинской психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.

  3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник».

  4. Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога.

  5. Проблема нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы. Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.

  6. Реабилитационный подход в клинической психологии ( основные концепции, методы исследования).

  7. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.

  8. Психосоматические явления в норме и патологии. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ. Психосоматические и соматопсихические соотношения.

  9. История становления отечественных исследований в области психосоматики. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.

  10. Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей.

  11. Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания.

  12. Современные представления о стрессе. Теория стресса Г.Селье . Эмоциональный стресс и его механизмы.

  13. Особенности постстрессовых расстройств у детей.

  14. Непосредственные реакции и отдаленные последствия у детей и подростков на утрату родителей. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям.

  15. Переживание умирания. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.

  16. Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.

  17. Психология соматического больного. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации. Типы поведения соматических больных.

  18. Формирование представлений о смерти у детей. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей.

  19. Психические реакции больного и факторы, их определяющие. Характеристике типов психологического реагирования на заболевание.

  20. Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования.

  21. Психосоматические расстройства и заболевания. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков.

  22. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  23. Причины и механизмы развития неврозов у детей. Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.

  24. Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.

  25. Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  26. Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.

  27. Девиантное поведение. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика.

  28. Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы и методы. Психотерапия в практике клинического психолога.

  29. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков.

  30. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости.

  31. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.

  32. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии.

  33. Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.

  34. Зависимое (аддиктивное) поведение: теории и виды.. Теории аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.

  35. Химические аддикции, их последствия и психопрофилактика.

  36. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.

  37. Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики.

  38. Основные принципы построения клинико-психологического исследования.

  39. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.

  40. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

Основная литература:

  1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.

  3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.

  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.

  5. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.

  6. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

  7. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Медицина, 1982.

  8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.

  9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

  10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.

Дополнительная литература:

  1. . Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977

  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.

  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.

  4. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

  5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.

  7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.

  9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.

  10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.

  11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.

  13. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.