Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.
Вопросы ГЭК по детской клинической психологии.
-
Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии.
-
История становления и развития отечественной медицинской психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.
-
Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник».
-
Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога.
-
Проблема нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы. Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
-
Реабилитационный подход в клинической психологии ( основные концепции, методы исследования).
-
Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
-
Психосоматические явления в норме и патологии. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ. Психосоматические и соматопсихические соотношения.
-
История становления отечественных исследований в области психосоматики. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.
-
Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей.
-
Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания.
-
Современные представления о стрессе. Теория стресса Г.Селье . Эмоциональный стресс и его механизмы.
-
Особенности постстрессовых расстройств у детей.
-
Непосредственные реакции и отдаленные последствия у детей и подростков на утрату родителей. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям.
-
Переживание умирания. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.
-
Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.
-
Психология соматического больного. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации. Типы поведения соматических больных.
-
Формирование представлений о смерти у детей. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей.
-
Психические реакции больного и факторы, их определяющие. Характеристике типов психологического реагирования на заболевание.
-
Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования.
-
Психосоматические расстройства и заболевания. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков.
-
Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Причины и механизмы развития неврозов у детей. Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.
-
Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.
-
Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.
-
Девиантное поведение. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика.
-
Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы и методы. Психотерапия в практике клинического психолога.
-
Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков.
-
Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости.
-
Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.
-
Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии.
-
Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
-
Зависимое (аддиктивное) поведение: теории и виды.. Теории аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.
-
Химические аддикции, их последствия и психопрофилактика.
-
Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.
-
Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики.
-
Основные принципы построения клинико-психологического исследования.
-
Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.
-
Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.
Основная литература:
-
Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
-
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.
-
Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.
-
Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.
-
Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
-
Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
-
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Медицина, 1982.
-
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.
-
Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
-
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.
Дополнительная литература:
-
. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977
-
Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.
-
Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.
-
Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
-
Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.
-
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
-
Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.
-
Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.
-
Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.
-
Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
-
Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.
-
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.
- Программа гэк по клинической психологии.
- 1. Предметное содержание современной клинической психологии.
- 2. История становления отечественной медицинской психологии.
- 3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога.
- 4. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
- 5. Реабилитационный подход в клинической психологии.
- 6. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
- Психосоматические расстройства и заболевания.
- Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного.
- Современные представления о стрессе. Эмоциональный стресс и его механизмы.
- Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.
- Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования. Психологический диагноз.
- Причины и механизмы развития неврозов у детей.
- Девиантное поведение. Аддиктивное поведение.
- Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.