logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275

Вариаций подобных опытов - множество, но все они демонстрировали одно и тоже - неумение ребенка сосредо­точиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые си­туации, но при этом от него ускользает процесс преобра­зования. В случае со стаканами ребенок видит лишь ре­зультат -два одинаковых стакана с водой в начале и два различных стакана с той же водой - в конце, но он не в состоянии уловить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоитвнеобратимос-ти мышления, т.е. неспособности ребенка мысленно возвра­титься к исходному пункту своих рассуждений. Именно нео­братимость мышления не позволяет нашему малышу про­следить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в их исходном положении. Отсутствие обратимости - это прямое проявление эгоцен-тричности мышления ребенка.

Еще одним эффектом эгоцентрического мышления в этом возрасте являются так называемые трансдуктив-ные умозаключения. Основными видами умозаключений, используемыми взрослыми являются, как известно, де­дуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от час­тного к общему) умозаключения. Мыслительный процесс дошкольника - это нечто среднее между ними. Дети мыс­лят ассоциативно: они полагают, что два случайных, но происшедших одновременно события (помните: 1) яркая луна, 2) круглая луна) непременно связаны между собой. В результате рождается новое, но алогичное умозаключе­ние - «луна ярко светит потому, что она круглая». Таким образом, основной принцип построения подобных умозак­лючений - от частного к частному без соотнесения с об­щим.

Наиболее ярко эгоцентризм проявляется в речи ре­бенка (эгоцентрическая речь). Как и в случае мыслитель­ной деятельности, речь ребенка эгоцентрична потому, что

276 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытает­ся стать на точку зрения собеседника. Если общению взрос­лых, как правило, присуще стремление воздействовать на собеседника, то у дошкольника такое желание отсутству­ет. Уровень эгоцентрической речи зависит от двух обстоя­тельств: активности самого ребенка и типа отношений между ним и взрослым. Если ребенок предоставлен сам себе, объем эгоцентрической речи возрастает, равно как и в случае авторитарной позиции взрослого. Например, в среде ровесников, где возможны споры, процент такой речи снижается. Однако независимо от среды процент эго­центрической речи снижается с возрастом. Если в три года коэффициент вербального эгоцентризма составляет 75%, то к шести годам он заметно падает, а после семи лет эго­центрическая речь исчезает'.

Справедливости ради следует отметить, что эгоцент­ризм свойственен не только ребенку, но и взрослым, если те руководствуются «спонтанными, наивными и, следователь­но, не отличающимися, по существу, от детских суждения­ми о вещах.... Он сохраняется на всю жизни у людей, оста­ющихся на низком уровне психического развития»2. Таким образом, становится понятной диагностическая функция эгоцентризма - его наличие или отсутствие характеризует уровень интеллектуального развития ребенка. В этой свя­зи актуальным становится вопрос об условиях преодоле­ния эгоцентризма. Для этого необходимы два условия.

Первое из них - это развитие у ребенка знаний о себе, осознание ребенком своего «Я», отделение себя как субъек­та от объекта. Это зависит, в свою очередь, от характера социального взаимодействия ребенка с окружающими:

либо это отношения принуждения, либо кооперации. Пер­вые навязывают ребенку систему правил обязательного

' Обухова Л. Ф. Ук. соч. 2 Там же: с. 152-153.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 277 характера, что особенно характерно для его отношений с взрослыми, которые стараются навязать ему свои пред­ставления об окружающем мире. У ребенка возникают чисто внешние представления об этих правилах, более того, они искажаются в сознании ребенка, поскольку он вынуж­ден их ассимилировать соответственно своим умственным возможностям. В результате не происходит смены умствен­ной позиции ребенка, он не в состоянии осознать свою субъективность, так как осознание «Я» возможно только в ходе взаимодействия мнений, а односторонней трансля­ции их от взрослого к ребенку. Отсюда вытекает и второе условие преодоления эгоцентризма - координация ребен­ком своей точки зрения с другими. Такие отношения возни­кают с момента установления кооперации (общения) сре­ди детей. У ребенка при этом возникает потребность при­способиться к другому лицу; столкновение собственной мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость дока­зательства. Благодаря кооперации (общению) происходит осознание существования других точек зрения, других «Я», что в конечном счете способствует самовыделению соб­ственного «Я» и стимулирует процесс познавательного развития ребенка'.

Так, например, проведение специальной игровой психокоррекции, интенсифицирующей процесс общения между младшими школьниками, оказывает положитель­ное влияние на развитие интеллектуальных функций: мак­симальный прирост дают показатели логического мыш­ления - в 1,2-1,4 раза, показатели развития внимания - в 1,2 раза, долговременной памяти - 1,1 раза2.

' Обухова Л.Ф. Ук. соч.

2 БалактинаЖ.А., Зеленская Н. Влияние игровой психокоррек­ции на индивидуальное развитие младших школьников/Ана" ньевские чтения-97//Тезисы научно-практической конферен­ции 28-30 октября 1997. СПб, 1997.

278 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

2. Стадия конкретных операций (6/7-11/12 лет). Этот уровень возникает тогда, когда ребенок спосо­бен понять, что два признака объекта (например, его фор­ма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не опреде­ляется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте.

Одной из центральных характеристик познаватель­ного развития детей в этом возрасте является появление у них представления о сохранении. Ранее мы уже говорили о том, что эгоцентризм мышления блокирует развитие чув­ствительности к противоречию, умению сосредоточиться на изменениях объекта и мысленно вернуться к началу рассуждения - обратимость мышления. Ослабление эго­центризма мышления, вследствие развития кооперативных отношений между детьми, переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей способствует возникновению представлений о сохранении количества (вещества, энер­гии и т.д.). Понятие сохранения появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. До тех пор, пока мышле­ние опирается на непосредственный, чувственный опыт действий с предметами в нем нет нужды. Один из опытов Пиаже наглядно демонстрирует появление этого понятия. Если раскатать шарик из пластилина в сосиску, то он ста­новится длиннее и тоньше. Одновременно происходит два изменения (увеличение длины и уменьшение толщины) вза­имно компенсирующие друг друга (масса остается неиз­менной). Дошкольник в состоянии учесть только одно из двух изменений; восьмилетний ребенок понимает, что оба параметра связаны обратными отношениями и тем самым уравновешивают друг друга. Поэтому, если на вопрос:

«Где больше пластилина: в шарике или сосиске?», до­школьник уверенно назовет длинную сосиску, то восьми-

Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 279 летний школьник столь же уверенно скажет, что в обоих предметах равное количество пластилина. Появление со­хранения -важная ступень в познавательном развитии, по­скольку оно способствует обратимости мышления. Обра­тимость, характеризующая способность ребенка менять на­правление мысли, умение мысленно вернуться к первичным, исходным данным, позволяет ребенку удер­живать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине и площади (6-7 лет), о массе (7-8 лет), о весе (9-10 лет), об объеме (11-12 лет). Представление о со­хранении и обратимость мышления - это необходимые условия для классификации, группировки предметов, яв­лений и событий. Дошкольнику недоступны такие поня­тия как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычле­нить подкласс из целого, так как для этого требуется од­новременное сосредоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о со­хранении и обратимость предоставляют такую возмож­ность. Наконец, благодаря обратимости ребенок начина­ет понимать, что сложение - это действие, противополож­ное вычитанию, а умножение - делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения за­дачи на вычитание сложением, а на деление - умножени­ем. Завершает процесс интеллектуального развития пери­од формальных операций.

Период формальных операций (11/12-14/15 лет)

В рамках формально-логического интеллекта мысли­тельные операции могут совершаться без опоры на чувст­венное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, главную роль в котором играют гипотезы и дедуктивно-индуктивные умозаключения. Наличие у подростков умение мыслить

280 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

абстрактно демонстрирует один из экспериментов Пиаже. Дошкольникам, младшим школьникам и подросткам была предложена задача: «проблема маятника». Требовалось от­ветить на вопрос, каким образом связаны между собой длина маятника и частота его колебаний? В действиях дош­кольников никакой системы в их поисках выявлено не было. Младшие школьники демонстрировали простейшие приемы научного исследования, но не могли моделировать ход эксперимента. Подростки системно выстраивали ход эксперимента, без искажений обозначали результаты и, основываясь на наблюдениях, делали логически непроти­воречивый и, по сути, правильный вывод.

Наличие развитого формально-логического мышле­ния позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «про­кручивая» в голове все возможные варианты решения за­дачи и только после этого опытным путем проверять пред­полагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путем проб и ошибок, на ощупь, эмпирически проверяя каждый свой последующий шаг, не пытаясь представить возможные результаты.

Итак, анализ концепции Ж.Пиаже позволил нам ос­ветить процесс познавательного развития ребенка во все возрастные периоды. Мы увидели, что развитие идет от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. Интеллектуальное развитие как способ восстановления равновесия между субъектом и внешней средой проходит определенное число стадий. Сначала равновесие объеди­няет только врожденные движения - это рефлекторный уровень развития; затем приобретенные восприятия и на­выки - перцептивный уровень; в дальнейшем равновесие устанавливается между последовательными движениями, позволяющими найти вновь исчезнувшие объекты - сен-сомоторный уровень; равновесие между предвосхищающи­ми движениями - интуитивный уровень; равновесие управ­ляет предвосхищающими действиями как таковыми - кон-

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 28 [ кретно-операциональный уровень; равновесие между воз­можными действиями, которые были или могли быть осу­ществимы - формально-операциональный уровень'.