logo search
shpory_psihologia (4)

21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.

Воображение – психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата. Воображение связывают с деятельностью правого – творческого полушария.

Процесс воображения свойствен только чел и явл необх его трудовой деятельности.

Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо сделать и как он будет это делать.

Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Процесс воображение состоит из анализа и синтеза. Яркими примерами аналитико-синтетического характера воображения являются сказочные и мифологические образы.

Основное отличие воображения от мышления состоит в том, что мышление оперирует понятиями, а воображение представлениями. Воображение не всегда соответствует реальности. Воображение, образы которого не соответствуют действительности называются фантазиями. Воображение, устремлённое в будущёё называется мечтой.

Воображение:

1. Активное и пассивное (делится на произвольное и непроизвольное)

2. продуктивное (создание) и репродуктивное (воссоздание с изменениями)

3. произвольное и непроизвольное воображение.

Творческое мышление направлено на создание кардинально нового, а репродуктивное на воссоздание.

33. Семья как институт первичной социализации Семья - малая группа, в которой происходит первая социализация ребёнка. Считается, что господствующий в семье стиль лидерства впоследствии человеком воспроизводится в любых жизненных обстоятельствах.

Семья обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, среди которых и потребность в общении. В первые годы жизни социализация заключается прежде всего в усвоении норм поведения, понимания чего «надо» и «нельзя». За счет чего это возможно? На первый взгляд кажется, что основной рычаг - это система поощрений и наказаний. Однако главное в том, кто и как сообщает что «надо», а что «нельзя». Ребенок всегда стремится к контакту с матерью, к ее одобрению, ее улыбке и ласке. Строгое выражение лица, запрещающие жесты означают приостановление контакта. Первоначально он выполняет требования матери, чтобы продолжать испытывать радость общения, сами по себе требуемые действия безразличны и может быть трудны или неприятны для него. Но постепенно их выполнение накапливает в них те положительные эмоции, которые они вызывают в процессе общения. В результате требуемое действие выполняется уже само по себе. Потребность в общении развивается. Если в детстве объектол идентификации были родители, то в подростковом возрасте это сверстники. Но родители, в особенности мать, всегда остаются наиболее эмоционально близкими людьми.

Незаменимая роль семьи в формировании знаний, привычек семейной жизни. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, мальчики на примере отца-мужественности. Отец формирует такие качества как энергичность, сила, смелость. Мать воспитывает в детях другие, но не менее важные для жизни качества – сердечность, доброту.

Гармоничное развитие детей связано не только с активной деятельностью каждого из родителей, но и с согласованностью их действий. Противоречия в воспитательных действиях родителей – одна из причин психических расстройств.