I часть
Ведущий: «Давайте поиграем в одну игру! Нужно найти черты сходства у себя с другими членами группы. Для этого мы воспользуемся мячиком. Например: у меня и у Юли одинаковый цвет глаз – я бросаю Юле мячик. Юля же, получив мячик, ищет черты сходства с другим человеком и бросает ему мячик. Единственное условие – мячик должны получить все участники игры. Начали!
Как вы думаете, для чего мы играли в эту игру? Мы искали черты сходства с другими людьми, посмотрели, как нас видят другие.
Скажите мне, пожалуйста, что такое Я? Моя боль, мой голод, моя радость. Не «я болею», а у «меня болит». Болит не Я, болит «оно», от которого Я зависит. Если разобраться по существу, то Я – всего лишь самоотождествление с тем, что в нас более или менее постоянно или кажется новым.
Образ Я – это представления человека о самом себе.
Этот образ Я мы называем Я-настоящее (реальное). Я-настоящее состоит из трех составляющих:
1) Я – в моем представлении;
2) Я-идеальное;
3) Я – глазами других людей.
Все эти три образа живут в нас и вместе составляют Я-настоящее. Все эти три Я далеко не одинаковы, и у разных людей они выражены по-своему.
Напомните мне, пожалуйста, как называется наш курс?! Правильно, «Психология саморазвития». Сейчас мы с вами подошли к основным процессам саморазвития: это самопознание, самоизменение, взаимопонимание. Их названия написаны на карточках, которые перед вами. Что же это такое?
Самопознание – построение связей между Я-настоящим и Я – в моем представлении; самоизменение – построение связей между Я-настоящим и Я-идеальным; взаимопонимание – установление возможных связей между Я-настоящим и Я – глазами других людей.
Какой же из этих трех процессов для вас наиболее привлекателен? Возьмите карточки с тем процессом, который вас больше всего заинтересовал, и отдайте их мне. Пока мой помощник подсчитает результаты, давайте поиграем еще в одну игру.
Игра называется «Зоопарк». Встаньте, пожалуйста, в круг. Входя в круг, каждый из вас должен изобразить то животное, на которое, как он считает, похож в данный момент. А все остальные внимательно смотрят и отгадывают, что это за животное. Потом мы все вместе повторяем движения ведущего. Начали!
Давайте подумаем и ответим на такой вопрос: «Какую же составляющую Я-настоящего мы изображали, и почему вы так думаете?».
Пока мы играли, были подсчитаны ваши ответы на карточках. И больше всего вас заинтересовал процесс взаимопонимания, взаимодействия, то есть то, как наше Я видят другие люди. Как вы думаете, почему?
Потому что по-настоящему мы знаем только наш собственный внутренний мир, что же касается мнения других людей о нас, нам приходится только догадываться о нем. Кроме того, потребность понять другого, увидеть мир его глазами извечно свойственна человеку. Но разве это удивительно? Гораздо удивительнее то, что и среди людей нет двух человек, которые бы видели одно и то же одинаково.
А теперь я предлагаю вам построить «автомобиль». Для этого нам нужно выбрать одного автогонщика и разделиться на две команды. Каждая из команд будет группой «сборщиков» и будет строить автомобиль из членов противоположной группы, которые будут строительным материалом – деталями. «Сборщики» сами объявляют, кто какой частью автомобиля должен стать. «Детали» имеют право:
1) спрашивать «сборщиков» об основаниях их выбора;
2) критиковать их решение на языке метафоры: «Я не подхожу на роль гудка, так как у меня болит горло, я очень тихая и меня не будет слышно».
Совсем не обязательно представить все части двигателя, ведь мы решаем не инженерную задачу, а психологическую, поэтому не обижайтесь, ведь мы говорим на языке метафоры (а ни в коем случае не вешаем друг на друга ярлыки). «Автогонщик» должен собрать автомобиль из этих частей и продемонстрировать его в движении. Автомобиль собран! Поехали! Замечательно! Автомобиль получился отличный!
Понравилась вам игра? А теперь скажите, пожалуйста, что вы узнали в этой игре? А узнали вы то, что образ Я в нашем представлении не всегда соответствует Я – глазами других людей, и то, что даже этот образ неоднозначно воспринимается разными людьми.
Теперь я предлагаю проделать такую вещь. Представьте, что в центре нашего круга стоит большая корзина. Пусть каждый из вас положит что-нибудь доброе и хорошее в эту корзину (хорошее настроение, свою любовь и т. д.) и возьмет из нее то, чего ему не хватало на протяжении всего занятия (поддержку друзей, покой и т. д.)».
- Глава 1 Общие вопросы виктимологии
- 1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы
- 1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий
- 1.3. Насилие: виды и формы
- Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)
- 1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность
- 1.5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
- 1. Эмоциональный/проблемный:
- 2. Когнитивный/поведенческий:
- 3. Успешный/неуспешный:
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Организация поведения
- 1.6. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
- 1.7. Формирование виктимности: теории и модели
- 1.8. Диагностика виктимности
- Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого
- Текст опросника
- Ключи для подсчета первичных баллов
- Порядок работы
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Глава 2 Психотерапия виктимности
- 2.1. Транзактный анализ
- Рис, 2.9. Сценарная матрица
- Драйверы и типы сценариев
- Матрица игнорирования
- Игры и анализ игр
- Игра «Алкоголик»
- Игра «Пьяный и гордый»
- Игра «Пьяница»
- Игра «Алкаш»
- Техники
- Техника 1. Определение эго-состояний
- Техника 2. Определение транзакций
- Техника 3. Поглаживания
- Индивидуальный профиль поглаживания
- Техника 4. Структурирование времени
- Техника 5. Определение жизненного сценария
- Сценарный вопросник
- Терапевтический вопросник
- Техника 6. Работа с игнорированием
- Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением
- Техника 8. Работа с симбиозом
- Техника 9. Работа с системой рэкета
- Техника 10. Игры и анализ игр
- Техника 11. Контракты на изменение
- 2.2. Индивидуальная психология а. Адлера
- Техники терапии Техника 1. Первичное интервью
- Техника 2. Получение раннего воспоминания
- Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
- Техника 4. История жизни
- Техника 5. Анализ сновидений
- Техника 8. Негативная практика
- Техника 9. Ловить самого себя
- Техника 10. Метод пусковой кнопки
- Техника 11. «Ага-переживание»
- Реориентационный тренинг
- Техника 1. Встреча с самим собой
- Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения
- Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения
- Техника 4. Метафорическое взаимодействие
- Техника 5. Гештальттерапевтическая техника отождествления с объектом
- Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адлерианской терапии
- Техника 7. Метафорические упражнения
- 2.3. Психосинтез
- Техники Техника 1. Работа с субличностями
- Техника 2. Постижение своего истинного я
- Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)
- 2.4 Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Техники
- Метод 1. Формула авс Техника 1. Обучение основной формуле abc
- Техника 2. Мышление и эмоции
- Метод 2. Определение убеждений Техника 1. «Определение ожиданий»
- Техника 2. Определение собственной эффективности
- Техника 3. Определение я-концепции
- Техника 4. Определение внимания
- Техника 5. Избирательность памяти
- Техника 6. Определение атрибуции
- Техника 7. Определение оценки
- Техника 8. Определение самоинструктирования
- Техника 9. Определение скрытого убеждения
- Техника 10. Объяснение проблем
- Метод 3. Группы убеждений Техника 1. Определение центральных убеждений
- Техника 2. Определение жизненных ориентиров
- Техника 3. Когнитивные карты
- Метод 4. Жесткие техники опровержения Техника 1. Контратака
- Техника 2. Контрутверждения
- Техника 3. Диспут и оспаривание
- Техника 4. Форсированный выбор
- Метод 5. Мягкие техники опровержения Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации
- Техника 2. Антикатастрофизирующая практика
- Метод 6. «Объективные техники опровержения»
- Техника 1. Альтернативная интерпретация
- Техника 2. Рациональные убеждения
- Техника 3. Утилитарные доводы
- Техника 4. Деперсонализация я
- Метод 6. Ресинтез прошлого Техника 1. Ресинтез критических жизненных событий
- Техника 2. Ресинтез жизненных ориентиров
- Техника 3. Ресинтез ранних воспоминаний
- Техника 4. Ресинтез семейных убеждений
- 3.1.1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью
- 3.1.2. Хулиганство
- 3.1.3. Кражи
- 3.1.4. Мошенничество
- 3.1.5. Разбой, грабеж, вымогательство
- 3.2. Виктимология терроризма
- 3.2.1. Психология террористов
- 3.2.2. Психология взаимодействия террористов с заложниками
- 3.2.3. Психология заложников
- 3.2.4. Психология ведения переговоров с террористами
- 3.3. Кризисное консультирование и психотерапия
- 3.3.1. Экстренная психологическая помощь
- 3.3.2. Кризисная интервенция
- Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг
- Часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 3.3.3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (птср)
- 3.3.3.1. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (дпдг)
- 3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (оти)
- Процедура оти
- 3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)
- Техники
- Техники «нс – жс»
- Техники якорения
- Техники работы с субмодальностями
- Техники рефрейминга
- Базовая техника «Линия времени»
- Рефрейминг
- Универсальные техники
- Глава 4 Виктимология насилия
- 4.1. Насилие над детьми
- Эмоциональное насилие
- Психологическое насилие
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Последствия насилия у детей
- 4.2. Домашнее (семейное) насилие
- 4.3. Изнасилование
- 4.4. Насилие в школе
- 4.5. Моббинг
- 4.6. Консультирование и психотерапия жертв насилия
- 4.6.1. Консультирование детей – жертв насилия
- 4.6.2. Консультирование жертв сексуального насилия
- Тест на склонность быть жертвой изнасилования
- 4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия
- Техника «Письмо»
- Техника «Телефонный разговор»
- Техника «Пустой стул»
- Техника «Возврат во времени»
- Техника «Шаг в будущее»
- 4.6.4. Групповая терапия с женщинами – жертвами насилия
- Техника «Моя жизнь»
- Техника «Автопортрет»
- Техника «Мой герб»
- 4.6.5. Тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения
- Блок 1. Право уважительного отношения к себе
- Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их
- Блок 3. Право быть выслушанной и воспринятой всерьез
- Блок 4. Право устанавливать свои приоритеты
- Блок 5. Право сказать «нет» без чувства вины
- Блок 6. Право просить, чего ты хочешь
- Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила
- Блок 8. Право получать информацию
- Блок 9. Право делать ошибки
- Блок 10. Право не пользоваться биллем о правах
- 4.6.6. Групповая терапия с детьми
- 4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)
- Занятие 1. «Куда же нам плыть?»
- Занятие 2. «Знакомство»
- II часть
- III часть
- IV часть
- V часть
- Занятие 3. «Что такое эмоции»
- Занятие 4. «о пользе и вреде эмоций»
- Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»
- Занятие 6. «в поисках достойных путей выражения чувств»
- Занятие 7. «Трудности взаимопонимания»
- Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
- Эмоциональный термометр Занятие 9. «Во мне живут семь я»
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- 4.6.8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)
- Занятия 1 и 2
- Окно Джогари
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятия 7 и 8
- 4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга
- Глава 5 Виктимология аддиктивного поведения
- 5.1. Аддиктивное поведение: концепции и модели
- 5.2. Деструктивные культы
- 1. Характер лидерства:
- 2. Характер и структура доктрины:
- 3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- 5.3. Наркомания
- 5.4. Алкогольная зависимость
- 5.5. Компьютерная зависимость
- 5.6. Игровая зависимость
- 5.7. Нарушения пищевого поведения
- 5.8. Созависимость
- 5.9. Консультирование и психотерапия зависимостей
- 5.9.1. Консультирование участника деструктивного культа
- 5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
- 5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
- 5.9.4. Консультирование при компьютерной зависимости
- 5.9.5. Консультирование при игровой зависимости
- 5.9.6. Консультирование при нарушениях пищевого поведения
- 5.9.7. Консультирование и психотерапия при созависимости
- 5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
- Некоторые вспомогательные техники
- Примеры психотерапевтических сказок
- Список использованной и рекомендуемой литературы