logo search
Malkina_piyh_I

Занятие 3

Цель: помочь ученикам найти дополнительную информацию о себе и определить, насколько они довольны собой.

Предыдущее занятие было посвящено представлениям о себе, элементам Я-концепции. Человек может представлять себя реально или далеко от реальности. Гуманистическая психология утверждает, что мера соответствия Я-реального и Я-идеального может служить показателем психического здоровья. Ученику важно показать, что по очень многим аспектам своего поведения ему нужно узнать мнение других людей, прежде чем у него сложится реалистичная Я-концепция.

Ведущий объясняет, что сейчас они будут использовать «слепую» область, о которой человек не знает, а другие знают. Все разбиваются на подгруппы по 5–6 человек. Каждый участник должен составить список вопросов о себе, на которые он хотел бы получить ответ, что он хотел бы о себе узнать. Затем каждый читает вопросы группе, которая помогает найти источники информации для ответа на интересующие вопросы. Ведущий выполняет роль консультанта для подгрупп в процессе выполнения задания. Он дает участникам примеры того, что они могут узнать о себе.

Когда участник читает свой список вопросов, это всегда расширяет его представления о том, о чем он не задумывался. Список вопросов другого, как правило, «примеряется» на себя. Это может быть предметом групповой дискуссии.

По окончании упражнения участники получают задания воспользоваться указанными источниками информации в течение времени до следующей встречи группы.

Пример.

Вопросы:

– Насколько я способен по математике?

– Идет ли мне то, как я одеваюсь?

– Что думают обо мне родители?

– Смогу ли я стать инженером-конструктором?

– Ленивый ли я?

Источники ответов:

учитель математики

– 5–6 одноклассников

– родители

– психолог-консультант

– родители, друзья, учителя

Упражнение «Некролог»

Цель: помочь участникам уточнить, насколько они удовлетворены своей жизнью до сих пор и насколько хотят получать удовлетворение в будущем.

Ведущий рассказывает про некрологи, которые печатают в газетах. Некролог – это краткое описание жизни плюс оценка ее со стороны.

«Представьте, что вы умерли, и ваша жизнь должна быть описана в виде некролога.

1. Опишите свою жизнь до смерти. Представьте определенное количество лет, до которых вы дожили. Описание должно включать то, что уже произошло до сегодняшнего дня и что, как вы думаете, произойдет с вами в предстоящие годы.

2. Ответьте на вопрос: «Является ли это описание тем, чего я хочу от жизни?»

3. Если ответ «да», то просто поразмышляйте над отдельными периодами будущей жизни. Если ответ «нет», то опишите идеальный некролог, который вы хотели бы прочитать о себе».

Важно разъяснить ученикам отличие между реальностью и идеалом. Можно создать два некролога: реалистический и идеальный.