logo search
курсач 1 глава на проверку

Понятие агрессии в психологии

Чтобы прийти к общепринятому пониманию понятия «агрессия» рассмотрим это понятие с разных сторон и подходов.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие. [19]

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессии предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

В отечественной психологической литературе проблема агрессии представлена многочисленными публикациями, содержащими неоднозначные выводы. Особую популярность она приобрела в эпоху научно- технической революции, когда создание различных видов оружия массового уничтожения привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины 20 века, как, например, значительный рост преступности, терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты содействовали значительной актуализации данной проблематики. [13,24]

На сегодняшний день существуют несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. Рассмотрим некоторые из них. Так, Реан А.А. выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессивности (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Додлард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного повеления (Л. Берковец и др.).

Так, Фрейд 3. связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов Лоренц К., как и Фрейд З., считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А согласно Долларду Дж., агрессивность представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения.

По мнению Л. Берковеца, поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессивность бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка [2, с. 227].

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии:

  1. под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер);

  2. под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу;

  3. Басс А. рассматривает агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы;

  4. по Уилсону агрессия -  это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [26, c. 6];

  5. агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [20, c. 12].

Выше представленные определения можно условно разделить на 2 группы:

1 Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [3].

2 Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Бэрон Р. и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [17, c. 38].

По мнению этих авторов:

  1. агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

  2. в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

  3. жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Среди отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [25].

Большой вклад в разработку проблемы агрессии внёс Доллар, который в 1939 г. предложил теорию фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:

- фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

- агрессия всегда является результатом фрустрации.

Теперь обратимся к теории социального научения, предложенной А. Бандурой, где агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно [4].

Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим [21, с. 2].

Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями (Берковиц Л., Фешбах С.), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [8].

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведённых выше. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного поведения.

Общее для всех теорий положение, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктив­ных, врожденных факторов, ведет к заключению, что агрессивные про­явления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарож­дения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно дос­тичь, — это временно не допускать подобных проявлений или ослабить интен­сивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать человека.