logo search
Экология человека Гора

Елена Петровна Гора Экология человека

Оглавление

  • Введение

  • Часть I. ОБЩИЙ КУРС ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

  •   Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания

  •     1.1. Общие закономерности адаптации

  •       1.1.1. Факторы воздействия окружающей среды

  •       1.1.2. Физиологическая адаптация

  •       1.1.3. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Пределы адаптивных возможностей (норма реакции)

  •       1.1.4. Адаптивные формы поведения

  •       1.1.5. Неспецифические и специфические компоненты адаптации. Перекрестная адаптация

  •     1.2. Механизмы адаптации

  •       1.2.1. Фазовый характер адаптации. Нервные и гуморальные механизмы. Цена адаптации

  •     1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация

  •       1.3.1. Экологические аспекты заболеваний

  •       1.3.2. Оценка эффективности адаптационных процессов

  •       1.3.3. Методы увеличения эффективности адаптации

  •       1.3.4. Зависимость адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды

  •       1.3.5. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда

  •   Глава 2. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям

  •     2.1. Природные факторы и их воздействие на организм

  •       2.1.1. Природная радиация. Магнитные поля

  •       2.1.2. Метеорологические факторы и их влияние на организм

  •       2.1.3. Метеопатология

  •     2.2. Экологические аспекты хронобиологии

  •       2.2.1. Биологические ритмы

  •       2.2.2. Характеристики биоритмов

  •       2.2.3. Классификация биоритмов

  •       2.2.4. Циркадианные ритмы

  •       2.2.5. Сезонные (циркануальные) ритмы

  •       2.2.6. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека

  •       2.2.7. Адаптационная перестройка биологических ритмов

  •     2.3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам

  •       2.3.1. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики

  •       2.3.2. Адаптация человека к пустынной (аридной) зоне

  •       2.3.3. Адаптация человека к условиям тропической (юмидной) зоны

  •       2.3.4. Адаптация человека к условиям высокогорья

  •       2.3.5. Адаптация человека к условиям морского климата

  •   Глава 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды

  •     3.1. Экстремальное состояние

  •     3.2. Этапы адаптации

  •     3.3. Психофизиологическая адаптация

  •     3.4. Гравитация

  •       3.4.1. Механизмы действия ускорений (перегрузок)

  •       3.4.2. Реакции организма на невесомость

  •     3.5. Влияние вибраций

  •     3.6. Влияние длительных и интенсивных звуковых нагрузок

  •     3.7. Острая гипоксия

  •       3.7.1. Высотная болезнь

  •     3.8. Высотные декомпрессионные расстройства

  •     3.9. Физиологические реакции организма на избыток кислорода

  •     3.10. Гиперкапния

  •     3.11. Адаптация к условиям высоких и низких температур

  •     3.12. Влияние электромагнитных излучений

  •     3.13. Действие ионизирующих излучений

  •     3.14. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)

  •     3.15. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов

  •       3.15.1. Космическая биология и авиакосмическая медицина

  •       3.15.2. Адаптация к космическим полетам

  •     3.16. Влияние подводных погружений

  •       3.16.1. Подводная биология и медицина

  •       3.16.2. Биологические проблемы погружения

  •     3.17. Искусственная газовая атмосфера

  •   Глава 4. Социальная адаптация

  •     4.1. Адаптация к антропогенным факторам среды

  •     4.2. Адаптация к городским и сельским условиям

  •     4.3. Проблема стресса

  •       4.3.1. Современные представления о механизмах стресса

  •       4.3.2. Стрессовая устойчивость

  •       4.3.3. Адаптация к стрессовым условиям

  •       4.3.4. Способы предотвращения и снятия состояния стресса

  •     4.4. Демографические процессы

  •     4.5. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы

  •       4.5.1. Физическая работа

  •       4.5.2. Умственная работа

  •       4.5.3. Утомление

  •     4.6. Рациональная организация учебного и трудового процессов

  •     4.7. Профессиональный отбор

  •     4.8. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе

  •     4.9. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности

  •       4.9.1. Адаптация к профессиональной деятельности учителя

  •       4.9.2. Адаптация к профессиональной деятельности врача

  •       4.9.3. Адаптация к профессиональной деятельности предпринимателя

  •       4.9.4. Адаптация к операторской деятельности

  •     4.10. Психологические аспекты адаптации

  •       4.10.1. Этапы психической адаптации и дезадаптации (рис. 4.4)

  • Часть II. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

  •   Глава 5. Общие закономерности адаптации организма ребенка

  •     5.1. О механизмах адаптации детского организма

  •     5.2. Фазовый характер адаптации

  •     5.3. Особенности адаптивных процессов у детей

  •   Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям

  •     6.1. Влияние природных факторов на развивающийся организм

  •     6.2. Биологические ритмы растущего организма

  •     6.3. Адаптация детского организма к климатогеографическим регионам

  •       6.3.1. Адаптация ребенка к условиям высоких широт

  •       6.3.2. Адаптация детей к пустынной зоне

  •       6.3.3. Адаптация детского организма к условиям тропиков

  •       6.3.4. Адаптация детей к условиям высокогорья

  •   Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей

  •     7.1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка

  •       7.1.1. Влияние шума

  •       7.1.2. Электромагнитные излучения

  •       7.1.3. Действие радиации на ребенка

  •       7.1.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм

  •       7.1.5. Урбанизация и детский организм

  •     7.2. Адаптация детей к социальным факторам

  •       7.2.1. Детский организм и стресс

  •       7.2.2. Социальные факторы, негативно влияющие на детский организм

  •       7.2.3. Адаптация детей к физическим нагрузкам

  •       7.2.4. Адаптация детей к умственным нагрузкам

  •       7.2.5. Воздействие телевизора и компьютера

  •       7.2.6. Психологические аспекты адаптации детей к школе

  •       7.2.7. Рациональная организация учебного процесса

  •       7.2.8. Профессиональная ориентация подростков

  • Заключение

  • Литература