logo search
Лаврова / Психология девиантное подросток

1. Понятие «нормы».

Понятие девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения связано прежде всего с понятием «норма».

Определений нормы существует много (в медицинской литературе их около двухсот). Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум и т. д.

Однако общепризнанного определения нормы на сегодня нет.

 Кроме этого есть и такие понятия: факторы риска, предболезнь, кризисные состояния, ситуационные реакции, акцентуации характера и т. п., которые лежат между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем и ни другим. К этой же группе следует отнести и понятие «девиантное поведение».

Границы «нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или «нормального» характера.

Поведение человека обусловлено особенностями того общества, в котором он находится. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.

Норма поведения — понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний (например, в этике, педагогике, социальной психологии, праве) выработаны собственные понятия о норме, нередко противоречащие друг другу.

Непрерывность (постепенность, плавность) перехода от нормы к патологии, отсутствие четких границ между нормой и патологией приводит некоторых авторов и даже целые направления (например, экзистенциализм) к выводу о том, что говорить о нормальном поведении, так же как и о «нормальном» характере или психическом здоровье, вообще не имеет смысла. Другая крайность — введение жестких моральных, социальных, психологических и прочих критериев сводят понятие нормы поведения до уровня шаблонов и лишают индивидуальности поведения человека.

Еще одну важную проблему, которую приходится решать, когда речь заходит о девиантном поведении, представляет собой проблема соотношения социального и биологического в человеке. Но вполне очевидно, что социальные явления не могут быть решены с биологических позиций. И в то же время нельзя умалять роль биологии в изучении таких форм девиантного поведения, как пьянство, правонарушения, бродяжничество, половая распущенность или самоубийства.

Сейчас принято выделять три основные группы факторов, влияющих на формирование поведения человека: социальные, психологические и биологические. Прямой связи девиантного поведения либо только с социальной средой, либо только с биологическими особенностями индивидуума нет.