logo search
Четыре персонажа

Методика «Четыре персонажа»

Эта методика впервые была опубликована в 1985 г. (см.: Лосева В.К. Рисуночная методика «Четыре персонажа» и ее использование в целях психодиагностики личности. – Сб.: Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. – Ч. 1. – Даугавпилс, 1985).

Она направлена на исследование как осознанных, так и неосознанных аспектов саморепрезентации (самопредъявления) человека и отличается от других рисуночных методик. Дело в том, что в ходе работы по стандартной методике, например, «Рисунок человека», выводы о проблемах и личностных особенностях пациента делаются косвенно, исходя из допущения, что, рисуя «человека вообще», испытуемый, вследствие механизмов проекции, неосознанно приписывает изображаемому человеку свои особенности, отождествляя его с собой.

В методике «Четыре персонажа» инструкция носит прямой характер: «Изобразите себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом – Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное – чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности».

Такая инструкция позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания человека, поскольку в ходе выполнения инструкции он вынужден выделять черты, наиболее существенные для него самого, и включить эти содержания в общение с психологом на языке образов.

После окончания всего задания, которое обязательно выполняется на одном листе, необходимо задать следующие вопросы: 1) «Что это такое?», 2) «Что общего между Вами и этим персонажем?»

Данная методика, так же, как и прием «Шесть незаконченных изображений», может быть средством ввода в беседу определенных содержаний, к которым трудно подойти другим способом.

При работе с методикой нужно учитывать правила интепретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение на листе и др.), изложенные в книге В.К. Лосевой «Рисуем семью: Диагностика семейных отношений» (М., 1995), а при интепретации рисунка человека – помнить о символическом значении частей тела, описанных в той же книге.

Напоминаем, что наиболее значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка.