logo search
shpory_psihologia (4)

16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновр отвлечении от других.

Внимание необходимо человеку для контроля за своими действиями, за тем, не отклоняются ли они от существующего у него образа этих действий, а если отклоняются, то как именно. Но внимание и контроль за действиями – это не одно и то же. Внимание – это внутренний, автоматизированный контроль, который некогда был внешним.

Процесс поэтапного формирования умственных действий начинается с этапа внешних, развернутых и осознанных действий. Затем, когда эти действия стереотипно повторяются, некоторые их звенья пропадают из сознания. В конце концов, действие становится полностью свернутым, автоматизированным. Процесс в данном случае не осознаваем, он проходит очень быстро, субъекту доступен только результат. Выполнение любого умственного действия – это его исполнительная часть, но умственное действие включает также и ориентировочную часть, т.е. контроль. Такой контроль сначала следует за действием, потом выполняется одновременно с ним и, наконец, начинает предшествовать действию. На этой стадии контроль становится автоматическим. Когда контроль становится таким свернутым, автоматизированным, он достигает стадии внимания.

Так, из внешнего во внутреннее, формируется внимание у детей, так его надо формировать. Надо предоставить ребенку некую внешнюю, материализованную опору (в описанном далее эксперименте это будет запись на карточке) для контроля своего действия. Затем надо довести это действие контроля до автоматизма.