Раздел 2.1. Психология речи.
Тема 2. Исторические этапы развития речи, филогенез речи. Речь и мышление. (2 часа)
Вопросы:
Основные исторические этапы развития человеческой речи и языка.
История изучения речи. Речь как средство общения. Основные виды и функции речи.
Язык и речь – различие и общность понятий. Мнения авторов.
Речь и мышление – связь психических явлений. Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж., другие.
Лексический, грамматический и фонетический состав языка.
Физиологические основы речи. Периферические и центральные речевые центры.
Тема 3. Речь и межполушарная асимметрия. Онтогенез речи. Психолингвистика.(2 часа)
Вопросы:
Речь и межполушарная асимметрия.
Основные закономерности развития речи у ребенка. Онтогенез речи.
Эгоцентрическая речь. Внутренняя речь и ее отличие от мысли, с одной стороны, и от развернутой речи, с другой. Феномен предикативности речи.
Психолингвистика. Когнитивная ориентация в психолингвистике.
Психолингвистические эксперименты.
Тема 4. Метафоры в языке. Дискурс-анализ. Коммуникативный подход.(2 часа)
Вопросы:
Мышление и речь: буквалистичность и образность языка. Тропы в языке.
Метафора в языке, лингвистический и семантический смысл и структура метафоры.
Сила и насилие слова.
Психологические и лингвистические подходы к изучению речи: бихевиоризм, структурализм, др.
Коммуникативный подход: исследование речи, языка, коммуникации.
Понятие дискурса.
Тема 5. Нейропсихология и патопсихология речи. Психология понимания.(2 часа)
Вопросы:
Основы нейропсихологии и патопсихологии речи.
Понятие афазии. Виды афазий. Методы диагностики.
Реабилитация больных с разными видами афазий.
Речь и мышление.
Психология понимания.
Раздел 2.2. Мозг и психика.
Тема 6. Мозг и психика. (2 часа)
Вопросы:
Проблемы локализации психики в головном мозгу. Теории «широкого» и «узкого» локализационизма.
Вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Е.Н. Соколова в исследовании проблем мозговой организации психики.
Основные современные методы изучения мозговой локализации психики.
Нейропсихология.
Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.
Межполушарная асимметрия.
Раздел 3. Психология деятельности.
Тема 7 Психология деятельности. (10 часов)
Вопросы:
Общепсихологическое понятие деятельности.
Теория деятельности как одно из методологических оснований психологических исследований.
Структура психической деятельности.
Психологический анализ единиц деятельности: движения, действия, операции, навыки, умения, привычки.
Двигательный состав деятельности. Понятие о психомоторике.
Основные виды деятельности.
Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
Тема 8. Общепсихологическая характеристика личности. (10 часов)
Вопросы:
Человеческий субъект как личность.
Понятие об индивиде, личности, индивидуальности.
Личность – продукт онтогенеза.
Методологические предпосылки возникновения специальной отрасли психологического знания – персонологии.
Многозначность понимания личности в современной психологии.
Структурный, системный подход к личности.
Основная сущность понимания личности в следующих направлениях:
психоаналитическом
бихевиоральном
гештальтпсихологии
экзистенциальном
гуманистическом
коммуникативном
виталистском
Общее понятие о мотивационной сфере личности.
Психологическая культура личности.
Жизненный путь личности.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)