III. Суицидальное поведение
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.
Суицид, самоубийство (лат., «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В тоже время распространенна точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:
-собственно суицидальные действия;
-суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
Суицидное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидное поведение у детей до 13 лет - редкое явление, и только с 14-15 летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8%). Наиболее распространенными способами суицидального поведения у девочек отравления, у мальчиков порезы вен и повешивание.
Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
Среди подростков часто случаются суицидные поступки, но лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% - это крик о помощи. А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14-18 лет, пришли к выводу, что у 49% суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
На суицидальное поведение подростков большое влияние оказывают межличностные отношения со сверстниками и родителями. В предпубернантном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубернантном - «сексуальные» и «любовные».
Другим чрезвычайно важным фактором является влияние подростковой субкультуры. Самоубийство Игоря Сорина (1999 год), лидера молодежной поп-группы «Иванушки Интернэшнл» - несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.
В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показатель серьезности суицидальной угрозы.
- 1. Понятие «нормы».
- 2. Психология подросткового возраста
- 3. Возрастные ситуационно-личностные реакции
- 1. Реакции, свойственные преимущественно детям.
- 2. Реакции, свойственные преимущественно подросткам.
- 4. Особенности характера
- 5. Социально-психиатрические и психологические аспекты девиантного поведения
- 1. Социально-психиатрические аспекты проблемы
- 2. Психологические аспекты
- 6. Формы проявления девиантного поведения
- I. Зависимое поведение или аддиктивное поведение.
- II. Правонарушения (делинквентное поведение) как форма отклоняющегося поведения личности.
- III. Суицидальное поведение
- IV. Агрессия и агрессивное поведение
- 7. Основные направления и формы профилактики