Подростки и молодежь.
Дорогая мама, папа и все остальные. Простите меня за то, что я сделал, но я любил вас всех и буду любить вас всегда, вечно. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не вините себя за это. Это все была моя вина, не ваша или кого-то другого. Если бы я не сделал этого сейчас, я бы сделал это позже. Мы все умрем когда-нибудь, я просто умер раньше.
Люблю вас, Джон (Berman, 1986)
Самоубийство 17-летнего Джона было заурядным случаем. Свыше 2000 тинейджеров, или 11 из каждых 100 тысяч, совершают самоубийство в США каждый год и 250 тысяч тинейджеров делают попытку покончить с собой (NCHS, 1991; US. Bureau of the Census, 1990). Из-за того, что молодые люди редко страдают тяжелыми или смертельными заболеваниями, самоубийство стало третьей основной причиной смертности в этой возрастной группе после несчастных случаев и убийств (Dickstra et al., 1995; Berman, 1986). Более того, по результатам опроса, половина всех тинейджеров признались в том, что им приходили в голову мысли о суициде (Diekstra et al., 1995).
Несмотря на то, что молодые белые американцы более склонны к суициду, чем афроамериканцы, показатели самоубийств в этих двух группах выравниваются (Berman, 1986). Такая тенденция, вероятно, отражает в равной степени возрастающее давление и на тех и на других. Например, в колледже и в тех и в других группах существует сильная конкуренция за хорошую успеваемость и возможности. Увеличивающиеся показатели самоубийств среди молодых афроамериканцев могут отражать и рост безработицы среди них, это может быть последствием многочисленных тревог городской жизни и ярости, которую чувствуют многие молодые афроамериканцы из-за расового неравенства в нашем обществе (Lipschitz, 1995; Hendin, 1987).
Около половины самоубийств тинейджеров, как и суициды людей из других возрастных групп, связаны с клинической депрессией, низкой самооценкой и ощущением безнадежности, однако многие тинейджеры, которые пытаются убить себя, по-видимому, борются с гневом и импульсивностью (Harter & Marold, 1994; Kashden et al., 1993). Кроме того, подростки, которые думают о самоубийстве или пытаются его совершить, часто находятся в состоянии сильного стресса (de Man et al., 1992; de Wilde et al., 1992), Многие из них переживают длительный стресс, например, утрату родителей или плохие отношения с ними, семейные конфликты, неадекватные взаимоотношения со сверстниками и социальную изоляцию (Garnefski & Diekstra, 1997; Diekstra et al., 1995). Их действия также могут быть обусловлены более непосредственным стрессом, например, безработицей родителей, финансовыми затруднениями в семье или проблемами с подругой или другом.
<Учебный стресс. Интенсивная учеба и тестирование в японской образовательной системе у многих студентов вызывают высокий уровень стресса. Школьники в этом классе проходят занятия в специальном летнем лагере, где им помогают восстановить силы. При этом подростки получают дополнительные уроки и сдают экзамены в течение 11 часов в день.>
Стресс в школе — наиболее распространенная проблема среди тинейджеров, совершающих попытку самоубийства (Но et al, 1995; Brent et al, 1988). У некоторых школьников возникают проблемы успеваемости, а другие школьники, с высокими оценками, наоборот, испытывают стресс из-за того, что им надо быть лучше других и оставаться первыми в классе. (Delisle, 1986; Leroux, 1986).
Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида (Harter & Marold, 1994; Maris, 1986). Юность — это период быстрого роста, и в нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито, драматично и имульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп; таким образом, вероятность актов суицида во времена стресса возрастает (Kaplan, 1984; Taylor & Stansfild, 1984). Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида (Hazell & Lewin, 1993; Berman, 1986). В одном исследовании было обнаружено, что 93 % подростков, пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства (Conrad, 1992).
<«Неуправляемые страсти — по большей части просто безумие». — Томас Гоббс, «Левиафан»>
Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой оказываются неудачными — пропорция здесь может быть 100:1. (Diekstra et al., 1995). Это необычайно большое количество безуспешных попыток самоубийства может означать, что тинейджеры действуют не столь решительно, как люди постарше. Предпринимая суицидальные попытки, некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда как многие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок (Hawton, 1986; Hawton et al., 1982). Меньше половины тинейджеров, совершающих попытку самоубийства, в дальнейшем пытаются снова покончить с собой, и из них лишь 14 % в конце концов погибают (Diekstra et al., 1995; Diekstra, 1989).
В странах всего мира уровень самоубийства молодежи не только высок, но он еще и увеличивается. В целом, с 1955 года уровень самоубийств молодых людей возрос более чем вдвое, как и уровень самоубийств молодых взрослых (McIntosh, 1996, 1991; US Bureau of the census, 1994, 1990). Предлагались некоторые теории, в большинстве которых указывалось на социальные изменения, объясняющие этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число и пропорция тинейджеров и молодых взрослых в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция за работу, учебу в колледже, академические и спортивные достижения, и вместе с этим у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции (Holinger & Offer, 1993, 1991, 1982). Другие объяснения указывают на ослабление связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих современных молодых людей, возрастает доступность наркотиков, и многие молодые взрослые люди и тинейджеры чувствуют давление среды, провоцирующей их воспользоваться наркотиками (Jones, 1997; de Man & Leduc, 1995). При проведении двух исследований было обнаружено, что 70% тинейджеров, пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем (Miller et al., 1991; Shafii et al., 1985).
Масс-медиа, сообщающие о попытках суицида среди тинейджеров и молодых взрослых, могут также влиять на рост суицида среди молодежи (Myatt & Greenblatt, 1993; Gould et al., 1990). Подробные репортажи и описания суицида тинейджеров, которые в последние годы предлагают масс-медиа и художественные произведения (кинофильмы и литература), служат моделью для молодых людей, подумывающих о том, чтобы покончить с собой. После того как в 1987 году в городе Нью-Джерси произошло групповое самоубийство четверых подростков (об этом случае много писали и говорили в прессе), десятки тинейджеров в США последовали их примеру (по крайней мере 12 случаев закончилось летальным исходом), а двое из них покончили с собой в том же гараже всего неделю спустя.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru
- Предисловие.
- Основные особенности и преимущества.
- Конкретные особенности и преимущества.
- Благодарности.
- Предисловие научного редактора русского издания.
- Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее.
- Выявление психической патологии и ее лечение.
- Отклонение.
- Страдание.
- Дисфункция.
- Опасность.
- Психическая патология: ускользающая концепция.
- Определение лечения.
- Взгляд из прошлого на патологию и лечение.
- Воззрения древних.
- Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности.
- Европа в средние века: Демонология возвращается.
- Ренессанс и создание приютов.
- Девятнадцатый век: моральное лечение.
- Современные направления.
- Тяжелые психические нарушения и их лечение.
- Менее серьезные нарушения и их лечение.
- Сегодняшние перспективы и специалисты.
- Методы клинического исследования.
- Исследование отдельных случаев болезни.
- Корреляционный метод.
- Экспериментальный метод.
- Подводя итоги.
- Глава 2. Модели патологии.
- Биологическая модель.
- Биологические объяснения.
- Биологические методы терапии.
- Оценка биологической модели.
- Психодинамическая модель.
- Теория Фрейда.
- Другие психодинамические объяснения.
- Оценка психодинамической модели.
- Поведенческая модель.
- Поведенческие объяснения.
- Поведенческие методы терапии.
- Оценка поведенческой модели.
- Когнитивная модель.
- Когнитивные объяснения.
- Когнитивные методы терапии.
- Оценка когнитивной модели.
- Экзистенциально-гуманистическая опытная модель.
- Гуманистическая теория и терапия Роджерса.
- Гештальт-теория и терапия.
- Экзистенциальные теории и терапия.
- Оценка экзистенциально-гуманистической модели.
- Социокультурная модель.
- Социокультурные объяснения.
- Социокультурные методы терапии.
- Оценка социокультурной модели.
- Подводя итоги.
- Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение.
- Клиническая оценка.
- Свойства оценочных средств.
- Клинические интервью.
- Клинические тесты.
- Клинические наблюдения.
- Диагностика.
- Системы классификации.
- Надежность и валидность классификации.
- Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков.
- Лечение.
- Выбор лечения.
- Эффективность лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии.
- Стресс, адаптация и тревожное реагирование.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Социокультурная модель.
- Психодинамическая модель.
- Гуманистическая и экзистенциальная модели.
- Когнитивная модель.
- Биологическая модель.
- Типы фобий.
- Теории возникновения фобий.
- Терапия фобий.
- Подводя итоги.
- Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства.
- Паническое расстройство.
- Биологическая модель.
- Когнитивная модель.
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые идеи (обсессии).
- Навязчивые действия (компульсии).
- Навязчивые идеи и навязчивые действия.
- Теории возникновения и методы лечения.
- Стрессовые расстройства.
- Военные действия.
- Катастрофы.
- Насилие и жестокое обращение.
- Теории формирования стрессовых расстройств.
- Методы терапии стрессовых расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 6. Расстройства настроения.
- Монополярная депрессия.
- Клиническая картина депрессии.
- Диагностика монополярной депрессии.
- Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Биполярные расстройства.
- Клиническая картина мании.
- Диагностика биполярных аффективных расстройств.
- Возможные причины биполярных аффективных расстройств.
- Методы лечения биполярных аффективных расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 7. Самоубийство.
- Что такое самоубийство.
- Изучение суицида.
- Паттерны и статистика.
- Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений.
- Стрессовые события и ситуации.
- Изменение настроения и образа мыслей.
- Алкоголь и наркотики.
- Психические расстройства.
- Моделирование.
- Объяснения суицида.
- Психодинамическая точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Самоубийства в разных возрастных группах.
- Подростки и молодежь.
- Пожилые.
- Терапия и суицид.
- Терапия после совершения попытки самоубийства.
- Предупреждение суицида.
- Эффективность предупреждения самоубийств.
- Подводя итоги.
- Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.
- Симулятивные расстройства.
- Соматоформные расстройства.
- Истерические соматоформные расстройства.
- Ипохондрические соматоформные расстройства.
- Объяснения соматоформных расстройств.
- Лечение соматоформных расстройств.
- Психофизиологические расстройства.
- Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства.
- Новые психофизиологические расстройства.
- Психологические средства лечения физических болезней.
- Релаксационные тренировки.
- Установление биологической обратной связи.
- Медитация.
- Гипноз.
- Когнитивное вмешательство.
- Терапия инсайта и группы поддержки.
- Комбинированный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 9. Расстройства питания.
- Нервная анорексия.
- Клиническая картина.
- Проблемы со здоровьем.
- Нервная булимия.
- Обжорство.
- Компенсирующие действия.
- Сравнение нервной булимии с нервной анорексией.
- Причины появления расстройств питания.
- Социальное давление.
- Семейная обстановка.
- Эго и когнитивные расстройства.
- Расстройства настроения.
- Биологические факторы.
- Лечение расстройств питания.
- Лечение нервной анорексии.
- Лечение нервной булимии.
- Подводя итоги.
- Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
- Депрессанты.
- Алкоголь.
- Седативно-снотворные лекарственные средства.
- Опиаты.
- Стимуляторы.
- Кокаин.
- Амфетамины.
- Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ.
- Галлюциногены.
- Каннабис (конопля).
- Комбинации психоактивных веществ.
- Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.
- Социокультурная точка зрения.
- Психодинамическая точка зрения.
- Бихевиористская точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ.
- Психодинамические методы лечения.
- Поведенческая терапия.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Биологические методы лечения.
- Социокультурные методы лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.
- Сексуальные дисфункции.
- Расстройство фазы влечения.
- Расстройства фазы возбуждения.
- Расстройства фазы оргазма.
- Болевые ощущения во время занятий сексом.
- Лечение сексуальных дисфункций.
- Секс-терапия.
- Терапия, ориентированная на проблемы.
- Новые направления в секс-терапии.
- Парафилии.
- Фетишизм.
- Эксгибиционизм.
- Вуайеризм.
- Фроттеризм.
- Педофилия.
- Сексуальный мазохизм.
- Сексуальный садизм.
- Общественные нормы и сексуальные ярлыки.
- Расстройство половой идентификации.
- Подводя итоги.
- Глава 12. Шизофрения.
- Клиническая картина шизофрении.
- Симптомы шизофрении.
- Дифференциальная диагностика.
- Теории возникновения шизофрении.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Методы лечения шизофрении.
- Лечение в условиях стационара в прошлом.
- Усовершенствованное лечение в условиях стационара.
- Антипсихотические препараты.
- Психотерапия.
- Общественный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций.
- Диссоциативные расстройства.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная фуга.
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности).
- Возможные причины диссоциативных расстройств.
- Психодинамический подход.
- Поведенческий подход.
- Научение, зависимое от состояния.
- Аутогипноз.
- Методы лечения диссоциативных расстройств.
- Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.
- Методы лечения диссоциативного расстройства личности.
- Органические расстройства памяти.
- Биология памяти.
- Амнестические расстройства.
- Деменции.
- Методы лечения органических расстройств памяти.
- Подводя итоги.
- Глава 14. Расстройства личности.
- «Странные» расстройства личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Шизотипическое расстройство личности.
- «Драматические» расстройства личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Пограничное расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- «Тревожные» расстройства личности.
- Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Растройства личности: дилеммы и сомнения.
- Подводя итоги.
- Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста.
- Расстройства детского и подросткового возраста.
- Детские тревожные расстройства.
- Депрессия у детей.
- Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
- Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью.
- Расстройства выделительных функций.
- Длительные расстройства, начинающиеся в детстве.
- Аутизм.
- Умственная отсталость.
- Расстройства пожилого возраста.
- Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
- Делирий и деменция.
- Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей.
- Подводя итоги.
- Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра.
- Влияние клиницистов на систему уголовного права.
- Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде.
- Влияние законодательства на систему психиатрических клиник.
- Принудительное лечение в гражданском порядке.
- Защита прав пациентов.
- Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами.
- Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.
- Психическое здоровье, бизнес и экономика.
- Бизнес и психическое здоровье.
- Экономика и психическое здоровье.
- Человек и профессия.
- Подводя итоги.
- Приложение. Диагностическая таблица dsm-IV.
- Глоссарий.
- Список литературы.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru