7.2.8. Профессиональная ориентация подростков
Отношение к профессиональному выбору можно рассматривать как фрагмент целостной организационной системы отношений индивида к окружающей среде, составляющих основу личности. В профессиональном труде человек реализует свои физические и психические возможности. Эффективность труда зависит от соответствия его индивидуальных особенностей определенным требованиям, предъявляемым профессией.
Имеется ряд факторов, определяющих успешность деятельности, которые можно объединить в три группы. Первая группа – особенности мотивационной направленности, вторая – знания и навыки работающего, приобретенные при обучении или деятельности. Третья группа – индивидуальные психофизиологические особенности человека. Сюда входят врожденные особенности, мало изменяющиеся под влиянием условий жизни, к которым относятся свойства нервной системы – сила, подвижность, динамичность, лабильность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Свойства нервной системы являются физиологической основой, на которой формируются и развиваются под влиянием условий среды индивидуальные особенности психики и поведения.
Профессиональная ориентация должна начинаться еще в школьном возрасте с правильного выбора профессии и в дальнейшем – вида производственной деятельности.
Профессиональная ориентация во все возрастные периоды представляет собой длительный процесс, связанный с получением, обработкой и интерпретацией большой по объему и разнообразной по содержанию информации. Быстрота и надежность обработки этой информации определяет эффективность системы профессионального ориентирования.
В работах отечественных и зарубежных авторов широко освещены различные аспекты профессиональной ориентации: социально-экономический, педагогический, психологический и медицинский.
Медико-психологический подход к этой проблеме определяется тем, что физическое и психическое здоровье является необходимым условием продуктивного труда. При нарушении психогигиенических условий ухудшается адаптация человека к социальной среде и его гармоническое развитие.
Первый профессиональный выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов жизни. Это период смены социальных ролей от детской зависимости к бытности взрослым, необходимость прогноза соответствия собственных психофизиологических особенностей, способностей и возможностей выбранной профессии, пубертатные физиологические сдвиги в организме и др. Указанные факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации, и подросткам бывает трудно справляться с возникшими психическими перегрузками. Это может быть связано с неправильной самооценкой, неадекватным уровнем притязаний, эмоциональной незрелостью, ригидностью в межличностных отношениях, низким порогом фрустрации и т. п.
Для успешного профессионального самоопределения в молодом возрасте большое значение имеют социальные факторы, которые влияют на формирование социальных установок и профессиональной направленности (средства массовой информации, окружение, предварительная профориентация и др.).
Одной из основных задач профессиональной ориентации является определение психофизиологических особенностей подростков и выявление их соответствия требованиям той или иной профессии. В настоящее время критерии профессиональной пригодности подростков разрабатываются в двух направлениях. Это определение противопоказаний к различным профессиям для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и разработка показаний к разным профессиям для здоровых. Ограничения профессиональной пригодности могут быть связаны с состоянием здоровья, с невозможностью или трудностью овладения профессией отдельными лицами из-за несоответствия их функциональных возможностей требованиям профессиональной деятельности, с нежеланием освоения той или иной профессии.
При выборе критериев пригодности к различным профессиям необходимо учитывать, что многие психофизиологические функции подростков находятся в стадии становления и поэтому могут развиваться и совершенствоваться под влиянием учебного и трудового процессов. Так, в период формирования организма происходят существенные изменения в структуре и деятельности нервной и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в Институте гигиены детей и подростков МЗ РФ проводятся исследования по определению критериев профессиональной пригодности для здоровых подростков, осваивающих различные профессии, в том числе профессию программиста. Эта профессия предъявляет особые требования к высшей нервной деятельности, особенно к взаимоотношению первой и второй сигнальных систем и последней с подкорковыми образованиями головного мозга. При обследовании учащихся 9-11 классов специализированной школы с математическим уклоном, где проводятся занятия по программированию, выявлено, что хорошо успевающие учащиеся успешно решают как конкретные, так и абстрактные задачи. Они легко переключаются с одного вида мышления на другой. У них отмечаются высокий тонус коры больших полушарий головного мозга, выраженный вегетативный компонент условного рефлекса, концентрация возбудительного и тормозного процессов, подвижность основных нервных процессов. Подростки, испытывающие трудности в обучении, не могут решать многие задачи абстрактного характера, а конкретные решают с трудом, плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. У них наблюдаются более низкие: тонус коры головного мозга при плохо проявляющемся вегетативном компоненте условных рефлексов; способность к концентрации нервных процессов; подвижность нервных процессов, а также слабость тормозного процесса.
Подобные примеры свидетельствуют о том, что нужны поиски критериев высокой устойчивости и соответственно низкой чувствительности к действию конкретного комплекса профессионально-производственных условий. Такими критериями могут быть индивидуально-типологические различия как по основным свойствам нервной системы и их сочетаниям, так и по характеру функционирования «обеспечивающих» систем. Для лиц умственного труда в первую очередь это будут показатели функций высшей нервной деятельности и висцеральных систем, поскольку при умственном труде для устойчивого функционирования организма необходима координация психофизиологических и вегетативных функций, а также слаженная работа регуляторного механизма.
Для профессионального отбора и ориентации подростков большое значение имеет и учет особенностей адаптивного поведения. Это обусловлено тем, что каждая профессия отличается не только уровнем и характером нагрузки, но и распределением ее в течение рабочего дня, темпом выполнения работы и т. п.
В настоящее время в работе по профессиональной ориентации молодежи пригодность к различным видам профессиональной деятельности определяется с помощью карт, анкет, опросников, интервьюирования. Большой популярностью пользуются компьютерные версии опросников. Так, дифференциально-диагностический опросникЕ. А. Климова позволяет выявить в баллах (от 0 до 8) выраженность склонности к 5 сферам профессиональной деятельности: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знакомая система, человек – художественный образ.
Таким образом, правильная производственная ориентация молодежи, основанная на научных рекомендациях, является залогом успешной профессиональной деятельности и высокой работоспособности в будущем.
- Елена Петровна Гора Экология человека
- Елена Петровна Гора Экология человека Введение
- Часть I. Общий курс экологии человека
- Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1.1. Общие закономерности адаптации
- 1.1.1. Факторы воздействия окружающей среды
- 1.1.2. Физиологическая адаптация
- 1.1.3. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Пределы адаптивных возможностей (норма реакции)
- 1.1.4. Адаптивные формы поведения
- 1.1.5. Неспецифические и специфические компоненты адаптации. Перекрестная адаптация
- 2. Стадия резистентности:
- 1.2. Механизмы адаптации
- 1.2.1. Фазовый характер адаптации. Нервные и гуморальные механизмы. Цена адаптации
- 1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- 1.3.1. Экологические аспекты заболеваний
- 1.3.2. Оценка эффективности адаптационных процессов
- 1.3.3. Методы увеличения эффективности адаптации
- 1.3.4. Зависимость адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды
- 1.3.5. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда
- Глава 2. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям
- 2.1. Природные факторы и их воздействие на организм
- 2.1.1. Природная радиация. Магнитные поля
- 2.1.2. Метеорологические факторы и их влияние на организм
- 2.1.3. Метеопатология
- 2.2. Экологические аспекты хронобиологии
- 2.2.1. Биологические ритмы
- 2.2.2. Характеристики биоритмов
- 2.2.3. Классификация биоритмов
- 2.2.4. Циркадианные ритмы
- 2.2.5. Сезонные (циркануальные) ритмы
- 2.2.6. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека
- 2.2.7. Адаптационная перестройка биологических ритмов
- 2.3. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам
- 2.3.1. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики
- 2.3.2. Адаптация человека к пустынной (аридной) зоне
- 2.3.3. Адаптация человека к условиям тропической (юмидной) зоны
- 2.3.4. Адаптация человека к условиям высокогорья
- 2.3.5. Адаптация человека к условиям морского климата
- Глава 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды
- 3.1. Экстремальное состояние
- 3.2. Этапы адаптации
- 3.3. Психофизиологическая адаптация
- 3.4. Гравитация
- 3.4.1. Механизмы действия ускорений (перегрузок)
- 3.4.2. Реакции организма на невесомость
- 3.5. Влияние вибраций
- 3.6. Влияние длительных и интенсивных звуковых нагрузок
- 3.7. Острая гипоксия
- 3.7.1. Высотная болезнь
- 3.8. Высотные декомпрессионные расстройства
- 3.9. Физиологические реакции организма на избыток кислорода
- 3.10. Гиперкапния
- 3.11. Адаптация к условиям высоких и низких температур
- 3.12. Влияние электромагнитных излучений
- 3.13. Действие ионизирующих излучений
- 3.14. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф)
- 4. Механизм действия холода, нарушающего физиологические функции.
- 5. Механизмы и пределы физиологической адаптации к острому охлаждению.
- 3.15. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полетов
- 3.15.1. Космическая биология и авиакосмическая медицина
- 3.15.2. Адаптация к космическим полетам
- 3.16. Влияние подводных погружений
- 3.16.1. Подводная биология и медицина
- 3.16.2. Биологические проблемы погружения
- 3.17. Искусственная газовая атмосфера
- Глава 4. Социальная адаптация
- 4.1. Адаптация к антропогенным факторам среды
- 4.2. Адаптация к городским и сельским условиям
- 4.3. Проблема стресса
- 4.3.1. Современные представления о механизмах стресса
- 4.3.2. Стрессовая устойчивость
- 4.3.3. Адаптация к стрессовым условиям
- 4.3.4. Способы предотвращения и снятия состояния стресса
- 4.4. Демографические процессы
- 4.5. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работы
- 4.5.1. Физическая работа
- 4.5.2. Умственная работа
- 4.5.3. Утомление
- 4.6. Рациональная организация учебного и трудового процессов
- 4.7. Профессиональный отбор
- 4.8. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе
- 4.9. Адаптация к различным видам профессиональной деятельности
- 4.9.1. Адаптация к профессиональной деятельности учителя
- 4.9.2. Адаптация к профессиональной деятельности врача
- 4.9.3. Адаптация к профессиональной деятельности предпринимателя
- 4.9.4. Адаптация к операторской деятельности
- 4.10. Психологические аспекты адаптации
- 4.10.1. Этапы психической адаптации и дезадаптации (рис. 4.4)
- 1. Подготовительный этап
- 2. Этап стартового психического напряжения
- 3. Этап острых психических реакций входа
- 4. Этап завершающего психического напряжения
- 5. Этап острых психических реакций выхода
- 6. Адаптация к новой культуре
- Часть II. Возрастные аспекты экологии человека
- Глава 5. Общие закономерности адаптации организма ребенка
- 5.1. О механизмах адаптации детского организма
- 5.2. Фазовый характер адаптации
- 5.3. Особенности адаптивных процессов у детей
- Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям
- 6.1. Влияние природных факторов на развивающийся организм
- 6.2. Биологические ритмы растущего организма
- 6.3. Адаптация детского организма к климатогеографическим регионам
- 6.3.1. Адаптация ребенка к условиям высоких широт
- 6.3.2. Адаптация детей к пустынной зоне
- 6.3.3. Адаптация детского организма к условиям тропиков
- 6.3.4. Адаптация детей к условиям высокогорья
- Глава 7. Социальные аспекты адаптации детей
- 7.1. Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребенка
- 7.1.1. Влияние шума
- 7.1.2. Электромагнитные излучения
- 7.1.3. Действие радиации на ребенка
- 7.1.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм
- 7.1.5. Урбанизация и детский организм
- 7.2. Адаптация детей к социальным факторам
- 7.2.1. Детский организм и стресс
- 7.2.2. Социальные факторы, негативно влияющие на детский организм
- 7.2.3. Адаптация детей к физическим нагрузкам
- 7.2.4. Адаптация детей к умственным нагрузкам
- 7.2.5. Воздействие телевизора и компьютера
- 7.2.6. Психологические аспекты адаптации детей к школе
- 7.2.7. Рациональная организация учебного процесса
- 7.2.8. Профессиональная ориентация подростков
- Заключение
- Литература