logo search
Malkina_piyh_I

3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)

Теория и практика НЛП подробно описаны во многих работах, как новых, так и ставших уже классическими (Альдер, 1998, 2000; Андреас, Андреас, 1999 а, б; Андреас и др. 2000; Бэндлер, 1998; Бэндлер, Гриндер, 1992, 1994; Гриндер, Бэндлер, 1996; Дилтс, 1997, 1998; О’Коннор, Сеймор, 1997; Мак-Дермотт, О’Коннор, 1998, и др.). НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта – того, как клиент строит свой уникальный внутренний мир.

НЛП построено на двух фундаментальный принципах.

1. Карта не есть территория. Человек никогда не может постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем – лишь наше восприятие действительности. Как правило, сдерживает нас или побуждает идти вперед не сама действительность, а наша «карта» – отражение этой действительности. Таким образом:

a) Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.

b) Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной «картой мира». Никакая отдельная карта – отражение мира – не является подлинной или настоящей в большей степени, чем любая другая.

c) Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает, независимо от намерений коммуникатора.

d) Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты – те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».

e) Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

f) Любое поведение представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся на данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.

g) Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению «карты мира» данного человека.

2. Жизнь и сознание являются системными процессами. Следовательно:

a) Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными.

b) Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.

c) Системы являются самоорганизующимися и стремятся к естественному состоянию равновесия и стабильности. Нет поражений – есть только обратная связь.

d) Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне контекста или помимо отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.

e) Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного Я, то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т. п., вызывающие данный поступок, от самого поступка.

f) Любое поведение (на определенных уровнях) имеет «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где оно зародилось, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на «благое намерение», чем на проблемное поведение.

g) Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда приводит к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

h) Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.

Все модели и техники НЛП основываются на сочетании этих двух принципов. Между миром и представлением об этом мире («картой») существует неустранимое различие. Мудрость, этика и экология не проистекают из обладания единственной правильной или точной «картой мира», ибо ее создание превосходит человеческие возможности. Задачей, скорее, является создание возможно более подробной и точной карты, которая отдавала бы должное системной природе и экологии нас самих и мира, в котором мы обитаем.

Экология в терминологии НЛП – это забота о целостности взаимосвязей между личностью и окружающей средой, динамическое равновесие элементов в системе. В отношении внутренней среды экология – это уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

Применению техник НЛП, как и любому практическому навыку, трудно обучиться по книгам (это касается не только клиентов, но и терапевтов). Ниже излагаются только основные понятия НЛП, имеющие отношение работе с ПТСР. Если вас заинтересует применение НЛП, рекомендуем пройти обучение на соответствующих курсах.

Репрезентативные системы

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (представлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге: картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы.

Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир: в ощущениях (кинестетика), в зрительных образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), как набор знаний (рациональная или дискретная система) или более редко используемых сенсорных ощущениях типа запаха и вкуса. Наше внутреннее описание мира находит свое отражение в тех словах (предикатах), которые мы используем при общении, нашей мимике и жестах. Собеседник будет нас слышать и понимать вне зависимости от нашего набора предикатов (мы можем говорить, что «я вижу, что происходит» или «я чувствую, как идут дела» или «что-то мне подсказывает, что надо»), но эмоционально для собеседника более значима информация, описанная в специфичных для него предикатах. Анализируя нашу лексику, собеседник может использовать более значимые для нас слова, и мы быстрее договоримся.

У каждого есть предпочтение того или иного канала для поступления новой информации: кто-то предпочитает прочитать текст сам, кто-то обсудить со «знающим» человеком, а третий, пока «сам не попробует», никому не поверит.

Предпочтение того или иного канала для поступления новой информации определяет ключевую репрезентативную систему, «канал» доступа, используя который, мы сможем донести всю необходимую информацию. Чаще всего, но не всегда, ключевая система является также системой, используемой в организации внутреннего опыта (ведущая репрезентативная система). Соответственно, в зависимости от ведущей системы людей можно разделить на группы: «кинестетическую», «визуальную», «аудиальную» и «рациональную» («дискретную», основанную не на сенсорном опыте, а на «знании», «понимании» и т. д.).

Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами. Вкусовая и обонятельная системы не являются столь важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто играют роль мощных и быстро устанавливаемых связей с картинками, звуками и ощущениями.

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем (рис. 4.1). Глазные сигналы доступа являются сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны распространены во всем мире.

Когда мы визуализируем что-то из прошлого опыта, наш взгляд перемещается вверх и влево. Во время конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда мы вспоминаем звуки, и по горизонтали вправо – при конструировании звуков. При получении доступа к ощущениям типично движение глаз вниз и вправо. Когда мы разговариваем сами с собой, глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас, но не видит, тоже говорит о визуализации.

Рис. 4. I. Глазные сигналы доступа

Субмодальные характеристики

Существует три основных способа мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений, – но это лишь первый шаг. Если вы хотите описать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнить. Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она или близко? Такого рода детализация делается независимо от того, что изображено на картинке. Аналогичным образом можно описать звук как высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми. Эти различения в литературе по НЛП называются субмодальностями. Если репрезентативные системы являются модальностями – способами описания мира, то субмодальности – это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей.

Визуальные: Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух– или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние от меня до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер.

Аудиальные: Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость. Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный).

Кинестетические: Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.

Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий, которые делают люди. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга.

Наиболее существенной характеристикой субмодальностей является ассоциированность/диссоциированность восприятия. При ассоциацировании мы воспринимаем себя субъектом, а ситуацию объектом действия, это полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация – восприятие себя в ситуации как объекта наблюдения, видение, слышание себя со стороны (фокусировка внимания на одной или двух репрезентативных системах; отсутствие информации, поступающей по кинестетической системе).

Для выполнения многих техник НЛП клиенту необходимо научиться мысленно представлять себе «живые картины», включающие максимально возможное число субмодальностей.

Якорение

Это важный прием НЛП, используемый во многих техниках. Якорение – это процесс, посредством которого клиент связывает определенное событие, как внутреннее (образ, мысль), так и внешнее (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение), с определенной реакцией или состоянием и запускает ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом или устанавливаться намеренно.

Положительный якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).

Отрицательный якорь – якорь, вызывающий проблемное состояние (неприятное переживание).

При установке якоря следует пользоваться тремя принципами:

1. Якорем может быть прикосновение, движение, звук.

2. Якорь ставится незадолго до пика переживания. В момент пика его нужно постепенно убирать. Это очень важно – только в этом случае мозг свяжет состояние и внешнее событие.

3. Следует воспроизводить якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

При обучении клиента технике якорения ему нужно помочь – показать образцы поз и движений, подать звуковой сигнал в нужный момент и т. д. В дальнейшем клиент должен устанавливать и воспроизводить якоря (в первую очередь – тактильные) самостоятельно.

Тактильные якоря, которые ставятся прикосновением, – одни из самых надежных и удобных в установке. Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, от визуального клиент может отвернуться или закрыть глаза, а прикосновение ощущается всегда. Поэтому отработку установки якорей начинают именно с тактильных. Хорошо поставленный тактильный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, является естественным и незаметным. Самое важное при установке – помнить значение якорей. Рекомендуется положительные (ресурсные) якоря ставить одной рукой, отрицательные – другой. Обучая клиента технике установки якорей, следует помнить, что некоторые люди неприязненно относятся к прикосновениям.

Два других вида якорей используют в тех случаях, когда клиент по каким-либо причинам не способен установить тактильный (кинестетический) якорь.

Визуальные якоря. Визуальным якорем может быть характерное движение, положение в пространстве (например, «поза гипнотизера», мимика). Большинство якорей желательно удерживать продолжительное время, и если поставить якорь на какой-нибудь забавный жест, для того чтобы этот якорь удерживать, его придется часто повторять. Обычно рекомендуется использовать такие позы или положения в пространстве, которые нельзя использовать случайно.

Аудиальные якоря. Для удобства можно разделить все аудиальные якоря на два типа: голосовые и «звуковые». Голосовые ставятся определенным характерным голосом: интонации, высота, скорость и т. п. Эту высоту или скорость следует применять только для якорения и воспроизведения якоря. Звуковые якоря ставятся с помощью подручных предметов (дудочка, колокольчик и т. д.).

Вызов состояния. Самая важная задача при работе с якорями – не сама установка якоря, а получение состояния, которое потом можно использовать.

При установке якоря можно прямо попросить клиента войти в нужное вам состояние или предложить ему вспомнить ситуацию, в которой он испытывал это состояние. Можно подстроиться и повести клиента в нужное состояние, а потом помочь ему поставить якорь.

Модели изменения в нейролингвистическом программировании

Нейролингвистическое программирование – это, прежде всего, стратегия, нацеленность на результат. Для этого в НЛП используются разнообразные модели.

Модель «НС-ЖС». По своей сути модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Стартуя в исцеление, вы находитесь в вашем настоящем состоянии (НС) – болезненном и проблемном. Если вы действительно хотите не просто уйти от проблемного состояния, а прийти к здоровью, ваша цель – желаемое состояние здоровья (ЖС) – тот результат, которого вы хотите добиться. Для того чтобы это продвижение осуществилось, вам нужны:

1) точное знание, куда вы идете – результат должен быть определен и описан;

2) ресурсы – любые средства, которые можно задействовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи;

3) техники – приемы и методы работы с психикой, с помощью которых вы и осуществите продвижение.

Модель SCORE (score – счет) определяет первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели или процессу исцеления. Название модели состоит из первых букв слов Symptoms, Causes, Outcomes, Resources, Effects (симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты). Данные элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективного обращения с проблемой.

1. Симптомы, как правило, являются наиболее заметной и осознанной стороной представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение «сдерживающих причин», то есть действующих отношений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или «симптоматическое» состояние.

2. Причины – это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение «предшествующих» или «ускоряющих» причин – прошлых событий, действий или решений, влияющих на нынешнее «симптоматическое» состояние через непрерывную линейную последовательность «действий и противодействий».

3. Результаты – это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение «формальных причин», то есть определение того, в каком виде будет получен результат и как именно можно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.

4. Ресурсы – это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и за поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле определение ресурсов влечет за собой поиск относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.

5. Эффекты – это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или экологические проблемы). Какие-либо особые результаты обычно являются «мостиками» к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных причин», то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

Система «фрейм-результата» (от англ. frame – рамка). Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат. Хорошо сформулированная цель должна быть:

? определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях;

? практична и достижима;

? необходима – и сама по себе, и в своих последствиях;

? предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее достижения.

Техника «фрейм-результата» представляет собой пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы:

1. Результат: Чего я хочу добиться?

2. Признаки: Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

3. Условия: Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем – нежелательно?

4. Средства: Чего мне не хватает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

5. Ограничения: Почему я не достиг цели раньше?

6. Последствия: Что произойдет, если я достигну / не достигну цели?

7. Ценность: Стоит ли цель моих усилий?

Логические уровни здоровья

Здоровье – это образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, особенности питания. Существуют два важных вопроса, касающиеся любой проблемы здоровья:

? На какие факторы вы можете воздействовать?

? Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие – только частично, а третьи вовсе не поддаются. При работе со здоровьем практическую ценность имеет представление о различных уровнях контроля и влияния (их называют «нейрологическими уровнями» или просто «логическими уровнями»). Основными уровнями являются следующие:

1. Окружение – вещи и люди, которые вас окружают: внутреннее окружение, внешнее окружение, социальное окружение;

2. Поведение – то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровые;

3. Способности – повторяющиеся последовательные действия, ставшие привычными «стратегии» – способы мышления и реагирования. Существуют стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, для определения, когда и что есть и в какое время и какое количество физических упражнений делать. Стратегии – это последовательности мыслительных операций, которые используются постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям;

4. Убеждения – принципы, которые управляют действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям;

5. Ценности – то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье;

6. Идентичность (индивидуальность, система черт личности) – восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют вашу цель с вашей собственной точки зрения;

7. Духовность – связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше личности, как бы вы об этом ни думали.

Здоровье воздействует на все нейрологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. Оно имеет много измерений. Здоровье включает в себя человека целиком: его окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.

НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы, позволяющие действовать на всех уровнях:

? на уровне окружения – создавая и поддерживая прочные и хорошие взаимоотношения;

? на уровне поведения и способностей – формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие возможность реагировать более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием;

? на уровне убеждений и ценностей – осознавая свои убеждения и то, что является важным для нас. НЛП предлагает конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать наше здоровье;

? на уровнях идентичности и духовности – регулируя все остальные уровни.

Нейрологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько систему взаимосвязей. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они важны для здоровья. Эти уровни имеют определенные аналоги в функционировании различных физиологических систем:

? идентичность – иммунная и эндокринная системы;

? убеждения и ценности – вегетативная нервная система;

? способности – бессознательное (кора и подкорка головного мозга);

? поведение – сознательные действия (ассоциативные и двигательные центры коры);

? окружение – рефлексы (периферическая нервная система).

Процесс и результат психотерапии

НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, ее перерабатывающую, делающую на основе этой переработки определенные выводы (когнитивная и эмоциональная оценка ситуации), в результате чего выбирается тип взаимодействия со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды.

Тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих этих состояний, выбор и применение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

Установление раппортных отношений. Раппорт – это особый контакт с клиентом, позволяющий терапевту проводить терапевтическую интервенцию. Описывают две стадии раппортных отношений – подстройка и ведение.

Подстройка на поведенческом уровне – прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента (позы, моргания, дыхания, темпа речи и т. д.) или же «перекрестное зеркаление» – повторение элементов невербального поведения клиента с помощью других невербальных элементов (например, терапевт повторяет частоту дыхания клиента, но с помощью покачивания туловищем).

Ведение – изменение элементов невербального поведения, вслед за чем такое же изменение бессознательно осуществляет клиент. Феномены подстройки и ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком-то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов участников терапии, и если терапевту это удается, то он как бы допущен к совместной работе с клиентом. Этот допуск дается в большей степени не на сознательном (доверяю – не доверяю), а на бессознательном уровне (в стадии ведения, например, – повторяет клиент изменения позы терапевта или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения: это сигнал, говорящий о невозможности начать терапевтическую работу, которая абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента. Вопрос: «Есть ли у меня раппорт с клиентом?» поможет выйти на эффективный путь, когда терапевтическая техника «не идет».

Калибровка – выявление характерных для данного состояния черт невербального и вербального поведения клиента. Каждое внутреннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого. Также очень важна соотнесенность, созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально, с вербальными сообщениями – информация о конгруэнтности или неконгруэнтности.

Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между различными компонентами поведения. Терапевт ее замечает, когда в общении с клиентом получает разные сообщения по разным каналам восприятия, например, обращая внимание на его речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику.

Терапевтический процесс в НЛП ориентирован исключительно на результат. Хотя сенсорная наблюдательность и гибкость поведения необходимы для адаптированной и функциональной жизни, они являются лишь средствами для достижения результатов. Таким образом, начальный и самый важный шаг любого терапевтического взаимодействия (и вообще любой человеческой деятельности) есть выяснение и определение результата.

В НЛП считается, что первоначальная цель терапии достигнута, если клиент установил для себя желаемый результат и работает в направлении этого результата, причем результат удовлетворяет следующим критериям.

1. Позитивная, утвердительная формулировка результата: «Чего вы хотите», а не «Чего вы не хотите». Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет: «Я не хочу чувствовать себя плохо» – «Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать?».

2. Реализация результата самим клиентом, независимость результата от внешних источников: «Как бы вы хотели измениться?». Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать, как он будет отвечать за достижение результата: «Я хочу, чтобы моя жена стала чувствительнее» – «Как бы вы хотели для этого измениться сами?».

3. Описание желаемого состояния по модальным и субмодальным характеристикам, а также получение информации о метапрограммах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние: «Как вы узнаете, что достигли результата? Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы вы были, если бы его достигли». Следует ориентироваться на то, что важно для клиента в результате и почему для клиента важно его достичь.

4. Размещение результата в должном контексте: «Когда, где, с кем вы хотите быть в желаемом состоянии». Будьте уверены, что клиент выяснил ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не подходит: «Я хочу быть напористым» – «В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?».

5. Проверка экологичности: «Как достижение желаемого состояния повлияет на вашу жизнь?». Необходимо выяснить, насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого состояния. Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно: «Я хочу быть независимым» – «Потеряете ли вы что-нибудь ценное, став независимым?».

6. Соответствие масштаба обобщений. Если желаемый результат слишком обобщен или глобален, выделите для начала один его малый компонент. Например: «Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение» – «В какой важной области вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение?».

7. Зависимость результата от включенности ресурсных состояний: «Какие ресурсы, внутренние резервы вам нужны, для того чтобы добиться вашего результата и его поддерживать?». Например: «Я хочу быть независимым» – «Что вам нужно, чтобы быть независимым?». Опишите ресурсные состояния также по субмодальным характеристикам.

8. Отношение к актуальному состоянию как к препятствию в достижении результата. Описание по субмодальным характеристикам актуального состояния, а также метапрограмм убеждений, ценностей, метамодельных паттернов, калибровка специфической физиологии и невербальных маркеров, характерных для актуального состояния. Особое внимание следует уделить отношению ко времени в описании актуального состояния.

9. Подстройка к будущему: «Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что вы делаете? Нравится ли вам эта картина?».

Исследуя представления клиента о результате, терапевт уже начал свою работу. В процессе такого выяснения можно получить подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента, которое используется для выбора терапевтической стратегии – терапевтической техники или комплекса техник.