logo search
Malkina_piyh_I

Техники работы с субмодальностями

Техника «Объединение ожиданий»

1. Создайте карту образа самого себя.

a) Изобразите себя так точно, как можете;

b) Определите качества, которые хотели бы иметь;

c) Найдите в прошлом личный опыт, связанный с каждым качеством.

2) Найдите визуальные ключи, специфичные для каждого качества, например, подходящие паттерны дыхания или изменения позы, специфические жесты, черты и цвет лица. «Добавьте» в свою картинку другого человека, который поддержит и увеличит эти желаемые черты. Теперь «запустите кино», наблюдая, слушая и ощущая свое взаимодействие с этим человеком при демонстрации желаемых качеств.

1) Отрепетируйте и предвосхитите (подстройте к будущему) образ сильного себя в разных сценариях.

2) Прокрутите фильм о сильном себе, приукрашивая и увеличивая все поведенчески специфические ключи.

3) Теперь сместите детали фона в своем кино в позитивную, не вызывающую тревоги ситуацию и понаблюдайте, послушайте, почувствуйте, как образ сильного Я как бы прогрессирует в сцене от начала к концу и ценные качества проявляются все ярче и ярче.

4) Повторите фильм о сильном Я, действующем в нейтральной или рутинной ситуации.

5) Повторите его же, но для прежней тревожной ситуации. Запустите кино, но уже с сильным Я, владеющим ситуацией и взаимодействием.

6) Сделайте карту образа сильного Я автоматической привычной реакцией на тревогу или стресс.

7) Не используя вашу новую карту образа сильного Я, представьте ситуацию тревоги или стресса.

8) Отметьте и определите ваши собственные специфические физиологические сигналы нарастающей тревоги. Это может быть скованность или напряжение в теле, сухость во рту, изменение тона голоса, учащение дыхания, быстрое сердцебиение и т. д.

9) Когда индикатор тревоги отобран, воспроизведите его еще раз, включая кинофильм с тревожной ситуацией. Затем немедленно переключитесь на образ сильного Я, действующего по ранее отрепетированному сценарию. Проделайте это по крайней мере 10 раз до тех пор, пока индикатор стресса автоматически и привычно не будет вызывать в голове образ сильного Я.

10) Подстройте к будущему и отрепетируйте ваши будущие цели, используя образ сильного Я.

a) Начните с изображения образа сильного Я в прежде отрепетированных сценариях.

b) Разверните как картину или фильм новый фон, изображающий идеальные цели несколько месяцев или лет спустя. Представьте: кто там? все ли там выполнено? как точно это выглядит?

c) Шагните в это будущее и, находясь там как бы в настоящем времени, определите и заметьте, что это за ощущение – достигнутой цели. Запомните это чувство успеха и обогатите его другими сенсорными качествами (звуки, запахи, вкусовые ощущения, ритм, температура, яркость, красочность и т. д.).

11) Пребывая все еще в будущем, как если бы это было сейчас, помечтайте наяву, как вы, оглядываясь назад, обозреваете шаги, предпринятые для достижения цели. Это может выглядеть как серия фильмов о вашем сильном образе Я.

12) Наконец, закончите работу, повторяя и оценивая ваши будущие чувства и картину успеха, как если бы она уже состоялась сейчас.

13) Теперь немедленно переориентируйтесь в настоящее, принеся с собой ваш опыт успеха.

Техника «Отделение себя от контекста»

В случае, когда проблемное переживание закодировано мозгом не в виде отдельной статичной картины или серии картин, если оно вспоминается исключительно в виде некоего «фильма ужасов», будет лучше, если вы воспользуетесь этой техникой или следующей – «Обезумливание субмодальностей». Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас условия и обстоятельства или, если хотите, «декорации» вашего «фильма ужасов».

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя – перейдите в диссоциированное состояние и четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые субмодальные различия, которыми вы можете легко воспользоваться: размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.

3. Прокрутите фильм с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости, и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.

4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.

5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

6. Если изменений нет, проделайте это еще раз – также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

Техника «Обезумливание субмодальностей»

1. Подумайте о проблемной ситуации или неприятном воспоминании и прокрутите его как диссоциированный фильм (если фильм ассоциированный, «диссоциируйтесь» из него).

2. Теперь прокрутите тот же фильм, представив, что вы смотрите его по черно-белому телевизору.

3. Снова прокрутите черно-белый фильм, но с удвоенной скоростью (обязательно обратите внимание, что беседующие или ругающиеся в нем люди – если, конечно, там есть звуковой ряд – разговаривают теперь, как герои мультфильмов).

4. Опять прокрутите черно-белый фильм на удвоенной скорости – но теперь уже задом наперед (от конца к началу).

5. Снова прокрутите этот черно-белый фильм – задом наперед, на удвоенной скорости, но теперь еще и кверху ногами.

6. Опять просмотрите все это – но на экране, имеющем раму в виде овала с прорезью внизу.

7. А теперь присмотритесь к этой раме и выясните, что вы смотрели свой фильм в «окне» унитаза. Нажмите на ручку сливного бачка и спустите воду вместе с остатками фильма.

Техника «Взмах»

1. Определите нежелательную реакцию (поведение) – например, кусание ногтей, сердцебиение и т. д. – настоящее состояние.

2. Выясните картину-триггер:

a) определите, какие именно состояния предшествуют нежелательной реакции, например: когда вы кусаете ногти – что именно вы видите (слышите, чувствуете), что подталкивает вас к необходимости кусать ногти; когда вы волнуетесь – что вы видите (слышите, чувствуете), что заставляет вас волноваться? Если вы можете определить только аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ: «Если бы этот звук или чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»;

b) создайте большой яркий ассоциированный образ того, что вы видите как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте свое «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и мысленно отложите эту картинку в сторону.

3. Создайте картину нового образа – желаемое состояние. Представьте картинку себя – каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком вы бы видели себя, если бы освободились от нежелательного поведения? Убедитесь в том, что вы представляете себе диссоциированную картинку себя как другого человека – более способного и имеющего больше возможностей выбора. Убедитесь в том, что картинка:

a) отражает ваше новое качество, а не какое-нибудь конкретное поведение;

b) диссоциирована и остается таковой;

c) нравится вам;

d) не имеет узкого контекста (сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Проведите экологическую проверку. Глядя на это изображение самого себя таким, каким вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком? Используйте любые возможности изменить новый образ себя образ так, чтобы полностью с ним согласиться.

5. Подготовьтесь к взмаху. Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа.

6. Сделайте «взмах». Представьте, как картинка желаемого образа быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или мысленно сотрите визуальный образ, представив себе что угодно другое.

7. Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

8. Проверьте успешность упражнения. Представьте себе ту самую ситуацию: что происходит? Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Техника «Генератор нового поведения»

1. Создайте и проиграйте внутренний сценарий, в котором вы видите со стороны (диссоциация), что ведете себя так, как вам нравится. Если это сразу не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран, просмотрите этот фильм от начала до конца.

2. Поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

3. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать ваш голос? Проверьте, так ли он звучит. Если нет – сделайте нужные изменения.

4. Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Изнутри этого образа проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.