logo search
Malkina_piyh_I

4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)

Приводимые далее программы двух тренингов для младших и старших подростков взяты из работы И. А. Баевой «Тренинги психологической безопасности в школе», (СПб.: Речь, 2002. Программа адресована школьникам 5–6 классов и разработана на основе пособия Цукермана Г. А. «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (М., 1994).

На границе детства и отрочества – в предподростковом возрасте (10–12 лет) – школьникам необходимо помочь в том трудном деле, которым они полубессознательно начинают заниматься: в постановке задач саморазвития и поиске средства их решения (Цукерман, 1994).

Открытие собственного Я на социальном, личностном и экзистенциальном уровне – это поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии; таким образом далекие друг от друга психологические концепции, используя различные термины, определяют основное событие отрочества, происходящее на границе детства. Религия давно определила данное явление как второе, экзистенциальное рождение души. Именно на этом рубеже ребенок из объекта забот становится субъектом собственной жизни.

В этот период ребенку требуется помощь, чтобы запустить процесс саморазвития, чтобы он мог найти в «среде обитания» ресурсы, опираясь на которые, можно заложить основы психического здоровья, приобрести навыки психологической самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.