logo search
Malkina_piyh_I

Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила

В психологии есть замечательная техника, называется она «позитивное переформирование». Те люди, которые научились позитивно переформировывать свой опыт, извлекать плюсы из ситуации, – достигли больших высот в своей жизни и развитии. Жизнь дает множество стимулов. Это новые люди, события, чувства, опыт и переживания. Все стимулы – нейтральны! И только сам человек окрашивает их и дает оценку: это – хорошо, а это – плохо. Умение видеть хорошее, раскрашивать мир цветными, а не черно-белыми красками – редкое качество, но ему можно научиться.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и перечислите те события жизни, которые вы относите к разряду „плохих“. Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы:

Чему научили меня эти события? Что нового добавили в мой опыт, мои чувства? Стал ли я более мудрым человеком? Стал ли тоньше понимать и чувствовать другого, после того как пережил это сам? Стал ли я уважать себя больше? Зачем был нужен такой опыт в моей жизни? Что он изменил в моей жизни? Добавил ли больше осознания, любви, смысла, гордости, уважения, признания? Что приобрел я по сравнению с тем, что потерял?»

Также очень важно, приступая к этой теме, детально обсудить правила ведения конфликтного разговора.

Схема «Правила ведения конфликтного разговора»

Когда вы говорите, помните о следующем:

? Сначала объективно опишите ситуацию и содержащуюся в ней проблему.

? Негативные чувства не нужно скрывать, они должны быть открыто выражены. Извиняться за испытываемые чувства не требуются.

? Претензии высказываются к конкретному поведению, событиям, недопониманию, действиям партнера, а не к его личности.

? Прошлое и будущее оставьте в покое, находите конкретное решение в конкретной ситуации.

? Избегайте барьеров общения.

? Открыто высказывайте свои желания.

? Скажите, что вы конкретно сделаете для партнера, если он выполнит ваши желания.

? Спросите партнера, видит ли он какое-либо другое решение возникшей проблемы.

Когда вы слушаете:

? Пересказывайте то, что говорит партнер.

? Не принижайте значимости чувств или желаний партнера.

? Покажите, что вы принимаете и уважаете партнера, но имеете право на собственную точку зрения, собственное восприятие, собственные желания (как, впрочем, и он).

? Предлагайте варианты.

? Отмечайте общее в ваших позициях.

Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Конфликтный разговор“

Используются бланки, по три на каждого из участников.

Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своими действиями постоянно вызывает у вас неприятные чувства. Как можно более точно запишите те особенности поведения, которые вас в нем злят.

Теперь подумайте и запишите, чего бы он от вас хотел. Постарайтесь, чтобы это были более или менее равноценные вещи.

Зачитайте ваши описания».

Обсуждение: Как вы считаете, можно ли попросить партнера пойти вам навстречу, предложив взамен уступки со своей стороны?

Сумеете ли вы точно изложить свои чувства и желания?

Сможете ли вы его внимательно выслушать? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам в этом настойчивость?

Тренировочные ролевые игры

Используются ситуации, предложенные участниками.

Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы в ходе разговора максимально точно пересказывать чувства и желания, о которых говорит партнер. Не забывайте также о своих чувствах и желаниях, обещайте взамен последовать его желаниям. Изобретайте варианты. Если партнер отказывается пойти вам навстречу, просто скажите, что вам важно было поговорить с ним о проблеме, которая вас беспокоит.

Следите за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений».

Обсуждение: Что помогало прийти к соглашению? Что стало барьером в этом разговоре?

Какие еще есть выходы из конфликта?