17. Память. Виды памяти.
То, что мы воспринимаем, обычно не исчезают бесследно. Оно закрепляется, сохраняя-ется и воспроизводится в дальнейшем.
Память – ряд сложных психических процессов, осуществляющих приобретение, отбор, сохранение и воспроизведение информации.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы восприни-мали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение – процесс активной переработки, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключ в том, что узнавание имеет место при повторн встрече с объектом, при повторн его восприятии. Воспроизвед. же происходит в отсутств объекта.
Виды памяти:
По материалу, который запоминается, выделяют: образную, словесно-логическую и эмоциональную память.
По способу накопления материала: эпизодическую и семантическую.
По времени сохранения информации: Сенсорная, кратковременная и долговременная; произвольная и непроизвольная.
Сенсорная память - процесс, осуществляемый на уровне рецепторов.
Долговременная (вторичная) - хранит информацию в течение практически неограниченного срока.
Непроизвольная и произвольная память - две ступени в развитии памяти.
1. непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов). Эффективность произвольной памяти зависит от приемов заучивания.
Приёмы заучивания бывают:
- механическое дословное многократное повторение, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
- логический пересказ. Эффективность смысловой памяти в 20 раз выше, чем у механической.
- образные приёмы памяти – работает образная память. Образная память бывает разных видов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
- специальные приёмы для облегчения запоминания.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.