IV. Агрессия и агрессивное поведение
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Большинство людей на словах отвергают агрессию, но при этом могут широко демонстрировать ее в своей повседневной жизни.
Агрессивное поведение связано с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а так же с негативными установками (например, расовыми предубеждениям) и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть позитивной, если она необходима в связи с жизненными интересами и для выживания. Если она ориентирована на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, то это уже негативная агрессия.
Агрессия имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда), так и использование агрессии как способа достижения иной ценой (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на самого себя.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные и скрытые (латентные). Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считают конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве.
Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.
Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться
Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Такое агрессивно-социальное обращение непременно включает -насилие - вербальные и физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы. Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушать, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно переживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).
Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.
- 1. Понятие «нормы».
- 2. Психология подросткового возраста
- 3. Возрастные ситуационно-личностные реакции
- 1. Реакции, свойственные преимущественно детям.
- 2. Реакции, свойственные преимущественно подросткам.
- 4. Особенности характера
- 5. Социально-психиатрические и психологические аспекты девиантного поведения
- 1. Социально-психиатрические аспекты проблемы
- 2. Психологические аспекты
- 6. Формы проявления девиантного поведения
- I. Зависимое поведение или аддиктивное поведение.
- II. Правонарушения (делинквентное поведение) как форма отклоняющегося поведения личности.
- III. Суицидальное поведение
- IV. Агрессия и агрессивное поведение
- 7. Основные направления и формы профилактики