logo search
Malkina_piyh_I

4.4. Насилие в школе

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам и, что в нашей культуре встречается крайне редко, учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое (Зиновьева, Михайлова, 2003).

Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как деяние, совершенное в отношении ученика или учителя, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая ее и снижая ее самооценку. Виды эмоционального насилия:

? насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

? отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие следующие особенности:

? физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

? особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

? особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

? неразвитые социальные навыки;

? страх перед школой;

? отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

? болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

? низкий интеллект и трудности в обучении.

Выделяют также и ряд факторов, способствующих проявлению насилия у детей. Так, дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее больше склонны к насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях. Большая склонность к насилию обнаруживается и у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus, 1983):

? Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье будет чаще применять эмоциональное насилие, чем мальчик.

? Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявления насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

? Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

? Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, это работает как «модель обучения». Дети ее усваивают и в дальнейшем применяют в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

? Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по школьным предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Школьному насилию способствуют:

1) анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений;

2) плохой микроклимат в учительском коллективе;

3) равнодушное и безучастное отношение учителей.

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

1) Длительные школьные издевки сказываются на Я-образе ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате формирование дружеских отношений может стать для жертвы проблемой, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

2) Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

3) У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Таким образом, ключевой психологической характеристикой образовательной среды школы можно назвать безопасность. Под психологически безопасной средой школы понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для участников, характеризующаяся преобладанием гуманистической ориентации участников (то есть ориентации на свои подлинные интересы и интересы других) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках участников. То есть можно говорить о психологически безопасной образовательной среде как об условии для позитивного личностного роста ее участников. Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого ученика через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия. Менее защищенный должен получить дополнительный ресурс, чтобы быть равноправным.

Исходя из концепции личностного роста К. Роджерса, главный психологический смысл развития личности (личностного роста) – это освобождение, обретение себя, самоактуализация. Взаимодействие личности с собственным внутренним миром значимо не менее (а во многих отношениях более), нежели с миром внешним.

В качестве интраперсональных критериев личностного роста выделяют следующие (Братченко, 1999):

? принятие себя;

? открытость внутреннему опыту;

? понимание себя;

? ответственная свобода;

? целостность;

? динамичность.

К интерперсональным критериям относятся:

? принятие других;

? понимание других;

? социализированность;

? творческая адаптивность.