10. Общее понятие о межличностном познании
В отечественной психологии часто встречается в качестве синонима «восприятие другого человека» - «познание другого человека». Это более широкое понятие термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека. Также в содержание понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъекты и объекты восприятия.
Механизмы межличностного восприятия. Они базируются на когнитивных и эмоциональных процессах. Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру.
1) механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностоного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе – свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Этот механизм занимает ведущее место в процессе межличностного познания. (М.б. осознанным и неосознанным).
2) Механизм идентификации - отождествления себя с другим человеком. Если механизм интерпретации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Субъект как бы погружается в условия его жизни. Важная роль принадлежит воображению. При идентификации субъект познает и эмоциональную структуру объекта.
3) механизм каузальной атрибуции. Субъект использует его тогда, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Предполагает приписывание субъектом восприятия (на основе своего опыта) воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки.
4) механизм рефлексии другого человека: результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отраженный образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей.
Существует строгий порядок функционирования механизмов: от простых к сложным. При восприятии объекта, если он соответствует ролевым нормам, срабатывает механизм интерпретации. Когда же формирующееся представление о воспринимаемом выходит за типологические и ролевые рамки и становится не понятным, то срабатывают более сложные механизмы.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.