Социокультурный подход.
Теоретики, придерживающиеся социокультурных позиций, предполагают, что на депрессию может влиять социальная структура, в которой люди живут. Их взгляд подтверждается ранее обсуждавшимися данными, согласно которым это расстройство часто бывает вызвано внешними стрессорами. Вдобавок, исследователи обнаруживают связи между депрессией и такими факторами, как культурная среда, половая и расовая принадлежность, социальная поддержка.
Культурная среда и депрессия
С одной стороны, депрессия представляет собой интернациональный феномен: ей подвержены люди, живущие во всех странах и обществах (Chen, Rubin & Li, 1995). С другой стороны, точная картина депрессии изменяется от одной культурной среды к другой. К примеру, симптомы депрессии в развивающихся странах чаще включают в себя физические проявления, такие как усталость, слабость, расстройство сна и потеря веса (Manson & Good, 1993; Marsella, 1980). Депрессия в этих странах реже отмечена такими психологическими переживаниями, как самообвинения и чувство вины. Но по мере того как эти государства становятся похожими на западные, депрессия там начинает носить более психологический характер, который отличает ее на Западе.
<Вопросы для размышления. Почему в слаборазвитых странах депрессию чаще характеризуют физические симптомы, а на западе — психологические?>
Пол, раса и депрессия
Внутри определенного общества распространенность депрессии варьируется от одной подгруппы к другой. Как мы уже отмечали, распространенность депрессии среди женщин намного выше, чем среди мужчин. Согласно одной социокультурной теории, повышенная предрасположенность женщин к депрессии объясняется качеством их ролей в обществе.
Точно так же, хотя обнаружено немного различий в распространенности депрессии в целом между белыми американцами, афроамериканцами и латиноамериканцами (Weissman et al., 1991), иногда выявляются резкие различия, когда исследователи изучают распространенность депрессии в отдельных этнических группах, живущих в особых социальных условиях. Например, исследование одной индейской деревни в США показало, что в течение жизни рискуют подвергнуться депрессии 37% местных женщин, 17% мужчин и 28% жителей в целом, что много выше подобного риска для всего населения США (Kinzie et al, 1992). Многие социокультурные теоретики объясняют такую высокую распространенность депрессии тяжелым социальным и экономическим давлением, которое испытывают на себе люди, живущие в индейских резервациях.
Крупным планом
Печаль в самый счастливый период жизни
Обычно женщины полагают, что рождение ребенка будет для них счастливым событием. Но у 10-30% новоиспеченных матерей в первые недели и месяцы после родов появляются симптомы клинической депрессии (Nonacs & Cohen, 1998; Terry, Mayocchi & Hynes, 1996; Horowitz et al., 1995). Послеродовая депрессия начинается в течение четырех недель после рождения ребенка (АРА, 1994) и отличается от простой «послеродовой меланхолии».
Послеродовая меланхолия настолько широко распространена — ее испытывают до 80% женщин, — что многие исследователи считают ее нормальным явлением. Когда женщины, только что ставшие матерями пытаются приспособиться к новой жизненной ситуации, связанной с нарушенным сном, дополнительным стрессом и эмоциональным истощением, у них могут отмечаться приступы плача, усталость, тревога, бессонница и тоскливое настроение. Обычно эти симптомы исчезают в течение десяти дней (Horowitz et al., 1995; Hopkins et al, 1984).
При послеродовой депрессии, однако, депрессивные симптомы продолжают иметь место и после десяти дней и могут сохраняться до года (Terry et al., 1996). Они включают в себя глубокую печаль, отчаяние, слезливость, бессонницу, тревогу, приступы страха и чувство собственной некомпетентности. Могут страдать также отношения между матерью и младенцем и здоровье ребенка.
Многие клиницисты полагают, что послеродовую депрессию вызывают гормональные изменения, сопровождающие рождение ребенка. Все женщины переживают своего рода состояние «отрешенности», когда уровни содержания в организме эстрогена и прогестерона, которые в период беременности превышают нормальный в 50 раз, резко понижаются до уровня намного ниже нормального (Horowitz et al., 1995). Уровни гормонов щитовидной железы, пролактина и кортизола, также меняются. Возможно, эти резкие гормональные изменения оказывают на некоторых женщин особенно ощутимое влияние (Horowitz et al, 1995).
В то же время в данном расстройстве могут играть важную роль психологические и социокультурные факторы. Рождение младенца связано с серьезными психологическими и социальными изменениями (Hopkins et al., 1984). Женщина, как правило, сталкивается с переменами в своих супружеских отношениях, повседневных обязанностях и других ролях, и ее ждут дальнейшие перемены, если она решает прервать свою профессиональную карьеру хотя бы на время. Возрастают финансовые трудности, а продолжительность сна и отдыха обычно снижается. Это накопление стрессовых факторов может повысить вероятность депрессии (Terry et al, 1996; Hobfoll et al, 1995). По-видимому, особая опасность грозит матерям, чьи младенцы болеют или отличаются капризным характером (Terry et al, 1996; Hopkins et al, 1984).
К счастью, большинству женщин с послеродовой депрессией может помочь медицина (Gilbert, 1996). Многие хорошо реагируют на те же самые подходы, которые используются при других формах монополярной депрессии — лечение антидепрессантами, когнитивную терапию, межличностную терапию или комбинацию этих подходов (Stowe et al, 1995).
Некоторые клиницисты в Великобритании дополняют обычный арсенал лечебных средств эстрогеновым пластырем (estrogen patch): накладываемым на кожу пластырем, который насыщает эстрогеном кровь. В одном исследовании было установлено, что 80% женщин, носивших такой пластырь в течение трех месяцев, преодолели свою послеродовую депрессию (Gilbert, 1996; Gregoire et al, 1996).
Однако многие женщины, которым могло бы помочь лечение, не обращаются к врачу, поскольку стыдятся своей печали в период, который, как считается, должен приносить одну радость (АРА, 1994). С ними, а также с их супругами и близкими родственниками следует проводить активную просветительную работу. Стрессовыми и травматическими могут быть даже позитивные события, если они связаны с серьезными изменениями в жизни человека. В интересах каждого признать подобные неприятные переживания и уделить им повышенное внимание.
Социальная поддержка и депрессия
На вероятность возникновения депрессии, по-видимому, влияет доступность социальной поддержки (Tamplin et al, 1998; Champion & Power, 1995). В США среди людей, живущих раздельно со своим супругом, или разведенных, распространенность депрессии в три раза выше, чем среди женатых или вдовствующих, и в два раза выше, чем среди людей, никогда не состоявших в браке (Weissman et al, 1991) (см. рис. 6.5). В некоторых случаях депрессия одного из супругов может стать одной из причин раздельного проживания семьи или развода (Beach, Sandeen & O'Leary, 1990). Однако намного чаще наблюдается обратная картина: депрессии способствуют повышенная конфликтность и малая социальная поддержка, связанные с неблагополучными семейными отношениями (Bruce & Kim, 1992; Barnett & Gotlib, 1990).
| Процент людей с тяжелой депрессией, % |
Женатые | 2,1 |
Вдовцы | 2,1 |
Никогда не состоявшие в браке | 2,8 |
Живущие раздельно / разведенные | 6,3 |
Рисунок 6.5. Семейное положение и тяжелое депрессивное расстройство. У людей, живущих раздельно со своим супругом или разведенных, депрессия бывает в три раза чаще, чем у женатых людей. (Weissman et al, 1991.)
Люди, живущие обособленно и лишенные любви и тепла, по-видимому, особенно предрасположены к депрессии в периоды стресса (Paykel & Cooper, 1992). Ряд широко освещавшихся исследований, которые проводились в Англии несколько десятилетий назад, показал, что женщины, воспитывающие трех детей или более, не имеющие близкой подруги и не занятые на работе вне дома, чаще, чем другие женщины, впадают в депрессию после того, как в их жизни имели место какие-то стрессовые события (Brown, 1988; Brown & Harris, 1978). Исследования также показывают, что у людей, лишенных социальной поддержки, депрессия длится дольше, чем у тех, рядом с кем есть готовый помочь супруг или верные друзья (Goodbyer et al., 1997; Sherbourne, Hays & Wells, 1995).
Социокультурная терапия
Наиболее эффективными социокультурными подходами при лечении монополярной депрессии являются межличностная психотерапия и супружеская терапия. Приемы, используемые в этих видах лечения, часто заимствованы из других моделей, по в данном случае они применяются с целью помочь людям преодолеть социальные трудности, которые могут лежать в основе их депрессии.
Межличностная психотерапия. Метод лечения, разработанный в 1980-е годы клиническими исследователями Геральдом Клерманом и Мирной Вайссман. Межличностная психотерапия (IPT) утверждает, что к депрессии может приводить и должна быть учтена любая из четырех межличностных проблемных областей: межличностная утрата, межличностный ролевой конфликт, межличностный ролевой переход (сдвиг) и межличностный дефицит (Klerman & Weissman, 1992; Klerman et al., 1984). IPT-терапевты исследуют эти области в течение лечебного курса, состоящего примерно из 16 сеансов.
Межличностная психотерапия — метод лечения монополярной депрессии, основанный на предположении, что выздоровлению способствует прояснение и устранение межличностных проблем пациента.
Во-первых, люди с депрессией могут, как предполагают психодинамические теоретики, тяжело переживать межличностную утрату, потерю значимого, любимого человека. В подобных случаях IРТ-терапевты побуждают пациентов проанализировать свои отношения с человеком, которого они потеряли, и излить накопившиеся гневные чувства в его адрес. В конце концов пациенты начинают по-новому оценивать потерю, а также пытаются завязать новые отношения с другими людьми.
Во-вторых, люди с депрессией часто оказываются участниками межличностного ролевого конфликта. Ролевые конфликты проявляются в том случае, когда два человека имеют разные ожидания, касающиеся их отношений и роли, которую должен играть каждый из них. IPT-терапевты помогают пациентам изучить все ролевые конфликты, участниками которых те могут быть, и разрешить их.
Люди с депрессией могут также сталкиваться с межличностным ролевым сдвигом, вызываемым серьезными жизненными переменами, такими как развод или рождение ребенка. Они могут чувствовать себя неспособными справиться с ролевыми изменениями, которые сопровождают эти жизненные перемены (см. рис. 6.6). В подобных случаях IРТ-терапевты помогают пациентам обрести социальную поддержку и овладеть навыками, которые необходимы для исполнения новых ролей.
-
Процент родителей, которые ведут себя подобным образом каждый день
Недепрессивные родители, %
Депрессивные родители, %
Играют с ребенком
87
72
Обнимают и ласкают ребенка
90
80
Читают ребенку
43
27
Поют или музицируют с ребенком
61
54
Следуют заведенному порядку в отношениях (напр., укладывают спать в одно и то же время)
58
31
Обижаются на ребенка
64
78
Кричат на ребенка
34
51
Рисунок 6.6. Отношения между депрессивными родителями и их детьми. Депрессивные родители реже, чем недепрессивные, ежедневно играют со своими маленькими детьми, обнимают их, читают и поют им или следуют в отношениях с ними какому-то заведенному порядку. Кроме того, они чаще сердятся на своих детей. (Princeton Survey Research Associates, 1996.)
Наконец, некоторых людей с депрессией отличает межличностный дефицит, например, повышенная застенчивость или неумение вести себя в обществе, который не позволяет им завязать близкие отношения. IPT-терапевты могут помочь таким людям увидеть свои недостатки, а также привить им социальные навыки и уверенность в собственных силах с целью повышения их социальной эффективности.
<Психологические заметки. Согласно опросу, проведенному недавно в Австралии, клиницисты полагают, что психотерапия и антидепрессанты помогают людям с депрессией больше, чем другие виды вмешательства. Население же в целом больше рассчитывает на помощь членов семьи, близких друзей и на витамины (Jorm et al., 1997).>
В приведенной ниже беседе терапевт призывает страдающего депрессией мужчину понять, какое впечатление производит на окружающих его поведение:
Пациент: (После долгой паузы; глаза опущены, печальное выражение лица, согбенная поза) Люди постоянно надо мной насмехаются. Мне кажется, я отношусь к тому типу людей, которым уготована одинокая жизнь, будь она проклята. (Тяжелый вздох)
Терапевт: Не можете ли вы повторить это еще раз?
Пациент: Что?
Терапевт: Вздох. Только пусть он будет чуть более глубоким.
Пациент: Зачем? (Пауза) Ладно, но я не понимаю зачем... ладно. (Пациент вздыхает еще раз и улыбается)
Терапевт: Прекрасно, на этот раз вы улыбнулись, но обычно, когда вы вздыхаете и выглядите таким печальным, мне кажется, что будет лучше, если я оставлю вас наедине с вашим горем, что мне следует быть очень осторожным и не лезть к вам в душу, чтобы не причинить вам дополнительных огорчений.
Пациент: (С нотками гнева в голосе) Прощу прощения! Я лишь пытался объяснить вам, что я испытываю.
Терапевт: Я знаю, что вам очень плохо, но также вижу, что вы держите меня на расстоянии, и у меня нет возможности установить с вами контакт.
Пациент: (Медленно) Я чувствую себя очень одиноким, мне кажется, что даже вам нет до меня дела — что вы насмехаетесь надо мной.
Терапевт: Интересно, не следует ли подвергнуть этому тесту и других людей? (Young & Beier, 1984, p. 270)
Ряд исследований показывает, что IPT и родственные межличностные подходы являются эффективными методами лечения монополярной депрессии (Stuart & О'Hara, 1995; Elkin, 1994). Согласно этим исследованиям, болезненные симптомы почти полностью исчезали у 50-60% людей с депрессией, которых лечили с помощью IPT, — результат, схожий с тем, который дает лечение антидепрессантами или когнитивная терапия. IPT считается особенно полезной при лечении людей, пытающихся разрешить социальные конфликты или сталкивающихся с переменами в своей профессиональной карьере или социальных ролях (АРА, 1993).
Супружеская терапия. Как мы видели ранее, депрессия часто бывает связана с разладом супружеской жизни, и выздоровление может протекать медленнее у тех, рядом с кем нет готового помочь супруга (Brace & Kim, 1992). Фактически, в дисфункциональных отношениях могут находиться до половины всех депрессивных пациентов. Поэтому неудивительно, что во многих случаях депрессии прибегают к терапии супружеских пар, подходу, при котором терапевт работает с двумя людьми, находящимися в близких отношениях.
Супружеская терапия — терапевтический подход, при котором терапевт работает с двумя людьми, находящимися в близких отношениях.
Терапевты, использующие метод поведенческой супружеской терапии, помогают супругам изменить неадекватные модели поведения в браке, обучая их конкретным навыкам коммуникации и решения проблем (см. главу 2) (Lebow & Gurman, 1995). Исследования позволяют предположить, что этот и подобные подходы могут быть так же эффективны при снятии депрессии, как индивидуальная когнитивная терапия, межличностная психотерапия или медикаментозное лечение, в том случае, когда брачная жизнь человека осложнена конфликтами (Baucom et al, 1998; Teichman et al., 1995). Вдобавок, подобные пациенты чаще испытывают большее удовлетворение от своей супружеской жизни после лечения, чем те, кто подвергается индивидуальной терапии.
Резюме
Каждая из ведущих моделей предлагает объяснение и методику лечения монополярной депрессии. Наибольшее подтверждение в исследованиях находят биологический, когнитивный и социокультурный подходы.
Биологический подход. При депрессии определенную роль, по-видимому, играет низкая активность двух нейротрансмиттеров, норэпинефрина и серотонина. Может ей способствовать и аномальное функционирование некоторых гормонов, таких как кортизол и мелатонин. Подобные биологические проблемы могут быть связаны с генетическими факторами.
Электросудорожная терапия (ЭСТ) является эффективным и быстродействующим, хотя и спорным методом лечения монополярной депрессии. Другими эффективными лечебными средствами являются три вида антидепрессантов — ингибиторы МАО, трициклические антидепрессанты и антидепрессанты второго поколения, а медикаментозная терапия находит широкое применение.
Психодинамический подход. Согласно психодинамической теории, некоторые люди, которые переживают реальную или воображаемую утрату, могут регрессировать к более ранней стадии развития, мысленно связывать себя с человеком, которого они потеряли, и впадать в депрессию. Психодинамические терапевты пытаются помочь людям с монополярной депрессией осознать свою утрату и чрезмерную зависимость от окружающих и проделать определенную работу по преодолению своих слабостей.
Поведенческий подход. Согласно бихевиористской точке зрения, когда люди начинают получать намного меньше позитивных вознаграждений, возрастает вероятность того, что они впадут в депрессию. Поведенческие терапевты вновь знакомят пациентов с событиями и видами деятельности, которые когда-то доставляли пациентам радость, вознаграждают недепрессивные модели поведения и обучают эффективным навыкам общения.
Когнитивный подход. Согласно теории выученной беспомощности, люди впадают в депрессию, когда они считают, что потеряли контроль над подкреплениями в своей жизни и когда они объясняют эту потерю внутренними, глобальными и устойчивыми причинами. Согласно теории негативного мышления Бека, монополярной депрессии способствуют неадекватные иррациональные установки, когнитивная триада Бека, ошибки в мышлении и автоматические мысли.
Когнитивная терапия депрессии помогает людям расширить диапазон своей деятельности, бросить вызов автоматическим мыслям, идентифицировать свое негативное мышление и тенденциозность и изменить свои установки.
Социокультурный подход. Социокультурные теоретики указывают на более широкие социальные факторы, которые способствуют депрессии, включая стрессоры, культурные факторы, половую и расовую принадлежность и непосредственное социальное окружение.
Межличностная психотерапия (IPT) занимается межличностными проблемными областями депрессии, такими как межличностная утрата, межличностный ролевой конфликт, межличностный ролевой переход (сдвиг) и межличностный дефицит. Супружеская терапия может помочь в тех случаях, когда депрессия связана с неблагополучными близкими отношениями.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru
- Предисловие.
- Основные особенности и преимущества.
- Конкретные особенности и преимущества.
- Благодарности.
- Предисловие научного редактора русского издания.
- Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее.
- Выявление психической патологии и ее лечение.
- Отклонение.
- Страдание.
- Дисфункция.
- Опасность.
- Психическая патология: ускользающая концепция.
- Определение лечения.
- Взгляд из прошлого на патологию и лечение.
- Воззрения древних.
- Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности.
- Европа в средние века: Демонология возвращается.
- Ренессанс и создание приютов.
- Девятнадцатый век: моральное лечение.
- Современные направления.
- Тяжелые психические нарушения и их лечение.
- Менее серьезные нарушения и их лечение.
- Сегодняшние перспективы и специалисты.
- Методы клинического исследования.
- Исследование отдельных случаев болезни.
- Корреляционный метод.
- Экспериментальный метод.
- Подводя итоги.
- Глава 2. Модели патологии.
- Биологическая модель.
- Биологические объяснения.
- Биологические методы терапии.
- Оценка биологической модели.
- Психодинамическая модель.
- Теория Фрейда.
- Другие психодинамические объяснения.
- Оценка психодинамической модели.
- Поведенческая модель.
- Поведенческие объяснения.
- Поведенческие методы терапии.
- Оценка поведенческой модели.
- Когнитивная модель.
- Когнитивные объяснения.
- Когнитивные методы терапии.
- Оценка когнитивной модели.
- Экзистенциально-гуманистическая опытная модель.
- Гуманистическая теория и терапия Роджерса.
- Гештальт-теория и терапия.
- Экзистенциальные теории и терапия.
- Оценка экзистенциально-гуманистической модели.
- Социокультурная модель.
- Социокультурные объяснения.
- Социокультурные методы терапии.
- Оценка социокультурной модели.
- Подводя итоги.
- Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение.
- Клиническая оценка.
- Свойства оценочных средств.
- Клинические интервью.
- Клинические тесты.
- Клинические наблюдения.
- Диагностика.
- Системы классификации.
- Надежность и валидность классификации.
- Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков.
- Лечение.
- Выбор лечения.
- Эффективность лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии.
- Стресс, адаптация и тревожное реагирование.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Социокультурная модель.
- Психодинамическая модель.
- Гуманистическая и экзистенциальная модели.
- Когнитивная модель.
- Биологическая модель.
- Типы фобий.
- Теории возникновения фобий.
- Терапия фобий.
- Подводя итоги.
- Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства.
- Паническое расстройство.
- Биологическая модель.
- Когнитивная модель.
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые идеи (обсессии).
- Навязчивые действия (компульсии).
- Навязчивые идеи и навязчивые действия.
- Теории возникновения и методы лечения.
- Стрессовые расстройства.
- Военные действия.
- Катастрофы.
- Насилие и жестокое обращение.
- Теории формирования стрессовых расстройств.
- Методы терапии стрессовых расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 6. Расстройства настроения.
- Монополярная депрессия.
- Клиническая картина депрессии.
- Диагностика монополярной депрессии.
- Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Биполярные расстройства.
- Клиническая картина мании.
- Диагностика биполярных аффективных расстройств.
- Возможные причины биполярных аффективных расстройств.
- Методы лечения биполярных аффективных расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 7. Самоубийство.
- Что такое самоубийство.
- Изучение суицида.
- Паттерны и статистика.
- Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений.
- Стрессовые события и ситуации.
- Изменение настроения и образа мыслей.
- Алкоголь и наркотики.
- Психические расстройства.
- Моделирование.
- Объяснения суицида.
- Психодинамическая точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Самоубийства в разных возрастных группах.
- Подростки и молодежь.
- Пожилые.
- Терапия и суицид.
- Терапия после совершения попытки самоубийства.
- Предупреждение суицида.
- Эффективность предупреждения самоубийств.
- Подводя итоги.
- Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.
- Симулятивные расстройства.
- Соматоформные расстройства.
- Истерические соматоформные расстройства.
- Ипохондрические соматоформные расстройства.
- Объяснения соматоформных расстройств.
- Лечение соматоформных расстройств.
- Психофизиологические расстройства.
- Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства.
- Новые психофизиологические расстройства.
- Психологические средства лечения физических болезней.
- Релаксационные тренировки.
- Установление биологической обратной связи.
- Медитация.
- Гипноз.
- Когнитивное вмешательство.
- Терапия инсайта и группы поддержки.
- Комбинированный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 9. Расстройства питания.
- Нервная анорексия.
- Клиническая картина.
- Проблемы со здоровьем.
- Нервная булимия.
- Обжорство.
- Компенсирующие действия.
- Сравнение нервной булимии с нервной анорексией.
- Причины появления расстройств питания.
- Социальное давление.
- Семейная обстановка.
- Эго и когнитивные расстройства.
- Расстройства настроения.
- Биологические факторы.
- Лечение расстройств питания.
- Лечение нервной анорексии.
- Лечение нервной булимии.
- Подводя итоги.
- Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
- Депрессанты.
- Алкоголь.
- Седативно-снотворные лекарственные средства.
- Опиаты.
- Стимуляторы.
- Кокаин.
- Амфетамины.
- Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ.
- Галлюциногены.
- Каннабис (конопля).
- Комбинации психоактивных веществ.
- Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.
- Социокультурная точка зрения.
- Психодинамическая точка зрения.
- Бихевиористская точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ.
- Психодинамические методы лечения.
- Поведенческая терапия.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Биологические методы лечения.
- Социокультурные методы лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.
- Сексуальные дисфункции.
- Расстройство фазы влечения.
- Расстройства фазы возбуждения.
- Расстройства фазы оргазма.
- Болевые ощущения во время занятий сексом.
- Лечение сексуальных дисфункций.
- Секс-терапия.
- Терапия, ориентированная на проблемы.
- Новые направления в секс-терапии.
- Парафилии.
- Фетишизм.
- Эксгибиционизм.
- Вуайеризм.
- Фроттеризм.
- Педофилия.
- Сексуальный мазохизм.
- Сексуальный садизм.
- Общественные нормы и сексуальные ярлыки.
- Расстройство половой идентификации.
- Подводя итоги.
- Глава 12. Шизофрения.
- Клиническая картина шизофрении.
- Симптомы шизофрении.
- Дифференциальная диагностика.
- Теории возникновения шизофрении.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Методы лечения шизофрении.
- Лечение в условиях стационара в прошлом.
- Усовершенствованное лечение в условиях стационара.
- Антипсихотические препараты.
- Психотерапия.
- Общественный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций.
- Диссоциативные расстройства.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная фуга.
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности).
- Возможные причины диссоциативных расстройств.
- Психодинамический подход.
- Поведенческий подход.
- Научение, зависимое от состояния.
- Аутогипноз.
- Методы лечения диссоциативных расстройств.
- Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.
- Методы лечения диссоциативного расстройства личности.
- Органические расстройства памяти.
- Биология памяти.
- Амнестические расстройства.
- Деменции.
- Методы лечения органических расстройств памяти.
- Подводя итоги.
- Глава 14. Расстройства личности.
- «Странные» расстройства личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Шизотипическое расстройство личности.
- «Драматические» расстройства личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Пограничное расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- «Тревожные» расстройства личности.
- Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Растройства личности: дилеммы и сомнения.
- Подводя итоги.
- Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста.
- Расстройства детского и подросткового возраста.
- Детские тревожные расстройства.
- Депрессия у детей.
- Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
- Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью.
- Расстройства выделительных функций.
- Длительные расстройства, начинающиеся в детстве.
- Аутизм.
- Умственная отсталость.
- Расстройства пожилого возраста.
- Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
- Делирий и деменция.
- Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей.
- Подводя итоги.
- Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра.
- Влияние клиницистов на систему уголовного права.
- Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде.
- Влияние законодательства на систему психиатрических клиник.
- Принудительное лечение в гражданском порядке.
- Защита прав пациентов.
- Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами.
- Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.
- Психическое здоровье, бизнес и экономика.
- Бизнес и психическое здоровье.
- Экономика и психическое здоровье.
- Человек и профессия.
- Подводя итоги.
- Приложение. Диагностическая таблица dsm-IV.
- Глоссарий.
- Список литературы.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru