2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Студентам была предложена методика диагностики состояния агрессии (Опросник «Басса-Дарки»).
Таблица 1 - Показатели агрессивности у девушек и юношей
Уровень агрессивности | Юноши (кол-во) | Девушки (кол-во) |
Низкий | 1 | 2 |
Средний | 6 | 8 |
Высокий | 3 | 0 |
Таблица 2 - Показатели враждебности у девушек и юношей
Уровень враждебности | Юноши (кол-во) | Девушки (кол-во) |
Низкий | 0 | 0 |
Средний | 9 | 9 |
Высокий | 1 | 1 |
Как мы видим из таблицы 1, у большинства испытуемых юношей показатели агрессивности не превышают норму (от 17 до 25 баллов) – 6 человек (60 %). А по таблице 2 видим, что уровень враждебности у большинства испытуемых так же не превышает норму (от 3 до 9 баллов) – 9 человек (90 %). Повышенная агрессивность наблюдается у трёх испытуемых (43 %). Их показатели агрессивности выше 25 баллов. У одного студента (10 %) показатели агрессивности и находятся ниже нормы. Их показатели находятся на уровне 16 баллов. Наибольшее количество баллов у испытуемых наблюдается по шкалам «вербальная агрессия» и «физическая агрессия». Это, вероятно, говорит о том, что ребята выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через использование физической силы.
Данные показатели значительно отличаются от результатов, полученных в ходе исследования группы подростков из семей с обоими родителями. Испытуемых показатели агрессивности, которые превышают норму (от 17 до 25 баллов) нет. У остальных испытуемых подростков показатели практически по всем шкалам находятся в норме.
Как видно из таблицы 2, то уровень враждебности, что у юношей, что у девушек одинаков. То есть, что у тех и у других появляется желание, побуждение причинить вред кому-либо, кто воспринимается как «враг». Возможно это связано с тем, что они не видели доверительных партнёрских отношений и не умеют доверять, поэтому рассматривают окружающих как людей, которые могут нанести вред.
И также у большинства юношей уровень агрессивности выше, чем у девушек (таблица 1). Что говорит о том, юноши чаще способны злобно, целенаправленно причинять боль окружающим.
Рисунок 1 - Средние значения шкал по тесту Баса-Дарки
Анализ данных, представленных на рисунке 1 показывает, что для юношей характерна повышенная агрессия в четырёх областях: «физическая агрессия», «негативизм», «подозрительность», «вербальная агрессия».
Однако, в случае таких показателей как Раздражение, Подозрительность и Обида разница между группами незначительна. Это говорит о том, что эти черты присущи этому возрасту (18-19 лет). То есть юноши и девушки относятся к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Склонны отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований.
Активный негативизм – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.
Значительно выборки различаются по показателям Вербальной агрессии, Чувством вины и Косвенной агрессии. Что говорит о том, что студенты проявляют отрицательно окрашенное чувства. Переживание гнев к обидчику и жалость к себе. А также склонны отказывать людям в доверии, предполагают обман в действиях контрагентов.
Таким образом, мы можем заключить, что юноши характеризуются повышенным уровнем физической агрессии, и вербальной агрессии, легко применяют насилие. Данный факт можно объяснить многими причинами, среди которых и неблагополучие в семье, и особенности социального окружения, и незнание конструктивных способов реагирования на те или иные обстоятельства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определений понятия "агрессия" насчитывают много. "Агрессия" и "агрессивность" нетождественные понятия. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Среди форм агрессивных реакций выделяют следующие: физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм; обида; подозрительность.
В различных психологических теориях по-разному объясняется природа агрессии. Психоаналитики трактуют ее как врожденный инстинкт. Фрустрационная теория трактует ее как реакцию на фрустрацию. В теории социального научения агрессия рассматривается как результат усвоения личностью поведения в процессе социализации через наблюдение.
В мифологии существует много способов выражения агрессивности, например, довольно часто встречается образ демона - злой силы, которая одновременно может быть и благодатной. Она быстро появляется и куда-то исчезает, эта сила направляет человека на непредсказуемые поступки и приравнивается к судьбе.
Агрессивные действия часто используются как средство избежания либидозных конфликтов, в тоже время нередко ими же и маскируются. Агрессивные тенденции никогда не существуют сами по себе, а всегда сочетаются с другими тенденциями, нередко с эротическими, порождаемыми эдипальной зависимостью.
Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.
В данной работе было проведено исследование агрессии у студентов, девушек и юношей, в результате чего была подтверждена гипотеза исследования. У юношей агрессивность была выше, чем у девушек; при чем разница в показателе индекса агрессии по группам в основном из-за физической и вербальной агрессии. Однако, не было обнаружено различий по показателям враждебности. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития исследований личности, в частности для исследования агрессии человека.
-
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Академия, 1999. – 690 с.
-
Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002.-187 с.
-
Алфимова, Н.В. Психогенетика агрессивности / Н.В. Алфимова // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С.112-114.
-
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Прима, 1996. – 168 с.
-
Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Наука, 1997. – 358 с.
-
Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1999. - 311 с.
-
Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
-
Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с.
-
Бандура, А. Подростковая агрессия: учеб. пособие / А. Бандура. - М.: Приор, 2000. – 547 с.
-
Платонов, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с.
-
Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
-
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 1984, - № 5.
-
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб: Питер, 1999. – 358 с.
-
Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997.- 330 с.
-
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003.-666 с.
-
Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), с. 62-67.
-
Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007.- 734 с.
-
Журавлев Д. Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2(2003), с.185-192.
-
Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-121.
-
Яценко Т.С. Агрессия: психодинамическая теория и феноменологія / Т.С. Яценко [Монография]- К.: ВИЩА ШКОЛА - ХХI, 2010. - C. 65-271.