5.Зарождение социальной психологии на западе.
Эти теории зародились на основании универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии того времени. Социальная психология при таких условиях приобрела описательный характер. Из всего многообразия теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.
Психология народов – 19 в., Германия. Вопрос о соотношении личности и общества решался коллективистически: сверхиндивидуальная душа подчинялась сверхиндивидуальной целостности (норду, нации).объединение раздробленных феодальных земель. Теоретические источники – учение Гегеля о народном духе, идеалистическая психология Гербарта.
Непосредственным создателем психологии народов является Лацарус и Штейнталь. Главная мысль – сила истории проявляется в народе, духе целого, который выражает себя в искусстве, религии, музыке и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача той психологии – познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. Продолжали эту идею Вундт, Потебня. их объединила концепция, основанная на мысли, что некоторые феномены коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа.
Психология масс – 19 в. Франция, Лебон, Сигеле, Г.Тард. – Социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Основные моменты в концепции: масса утрачивает способность к наблюдению; черты поведения человека в массе – обезличивание (что ведет к импульсивности, инстинктивным реакциям), преобладание чувств над интеллектом (подверженность различным влиятиям), утрата личной ответственности (отсутствие конртроля). Вывод – масса хаотична, неупорядочена и поэтому не нуждается в вожде.
То время характеризовалось массовыми выступлениями и это сказалось на теории. Теория не состоятельна, т.к. была описана только на одной ситуации – на панике.
Теория инстинктов социального поведения – США, Макдугал, «Введение в социальную психологию». – 1908 – год окончательного установления социальной психологии. Основная мысль: причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея реализует общий принцип – стремления к цели которое свойственно и животным и человеку. Стремление выступает как движущая сила интуитивного характера. Всё, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции.
Все эти теории составили теоретическое основание для формирование социальной психологии.
- 1. Предмет социальной психологии.
- 2. Общение и деятельность.
- 3. Общение и личностные взаимодействия.
- 4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью
- 5.Зарождение социальной психологии на западе.
- 6. Социальная психология и социология
- 7. Социальные установки
- 8. Руководство как форма межличностных взаимодействий
- 9. Виды межличностных отношений (деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные)
- 10. Общее понятие о межличностном познании
- 11. Понятие социальных групп
- 12. Манипуляция
- 13. Феномены групповой дифференциации: положение в группе, статус, роль групповых ожиданий, статуса и роли.
- 14. Формирование первого впечатления
- 15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий
- 16.Развитие социальной психологии в России
- 17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий
- 18. Развитие социальной психологии в Европе и сша
- 19. Классификация групп.
- 20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность
- 21. Эффекты межличностного восприятия и понимания
- 22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный и сверхличностный.
- 23. Разновидности общения: субъект-реальный партнер, субъект – субъектированный объект, субъект – воображаемый партнер.
- 24. Транзактный анализ
- 25. Лидерство в группе
- 26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность
- 27. Эксперименты Аша.
- 28. Психологическая социальная психология, социологическая социальная психология
- 29. Функции общения: Обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.
- 30. Общая характеристика общения
- 31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.
- 32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.
- 33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
- 34. Психологическая характеристика конфликта.
- 35. Понятия об индивидуальном стиле общения.
- 36. Виды межличностных отношений: субъект-объектные, объект-субъектные, субъект-субъектные.
- 37. Социальная фасилитация.
- 38. Фундаментальная ошибка атрибуции
- 39. Сопротивление групповому давлению
- 40. Деиндивидуализация в группе
- 41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.
- 42. Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- 43. Взаимоотношения подростков
- 44. Отношения с людьми в ранней юности
- 45. Общение и воспитание
- 46. Развитие личности в школе.
- 47. Семья и воспитание
- 48. Формирование и изменение социальных установок.