logo search
shpory_psihologia (4)

5. Глубинная Психология.

Основные направления и школы психологии XX века:  Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоанализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, (внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен) Психоанализ возник в начале XX века. Основатель – австрийский психолог З. Фрейд. Он видел основную задачу в психологии в познании глубинных механизмов психики. Психика – свойство высокоразвитых живых организмов отражать окружающую среду в форме ощущений, образов, переживаний и способность формировать адекватные способы поведения в этой среде. Фрейд разделил психику на два уровня: сознательный и бессознательный. При чём роль бессознательного в поведении человека намного больше, чем сознательного. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта, ни то, что он всегда осознает себя в этом процессе. Этот вид психологии направлен на познание внутреннего Ego(Я) человека. Оно управляет поведением человека. По мнению Фрейда, сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию. А фактором нарушения энергетического равновесия является тревожность.  

6. Когнитивная психология.

Основные направления и школы психологии XX века:  Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоа- нализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен)      Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. В теории Келли утверждается, что любое событие, происходящее с человеком, открыто для многократного интерпретирования. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Из этого следует, что 1) люди как правило ориентируются на будущее. 2) Активно форми- руют представление об окружении, а не просто пассивно реагируют на него. 3) Ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, обычно контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. (при условии, что он не предпочтёт обратное). Основной постулат Келли – поведение человека направлено на прогноз событ- ий. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов – моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер. Выделяют три основных типа конструктов: 1) упредительный – тип конструкта, который стандартизирует свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне (то, что попадает в одну классификацию, исключается из другого; 2) констелляторный конструкт – тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт – тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.      Люди делятся на когнитивно простых (имеют конструктную систему, в которой не ясны различия между конструктами, затрудняющиеся отличать себя от других, не способны прогнозировать поведение других) и когнитивно сложных (наоборот). ( в кот.неясны различия).