logo search
ОТВЕТЫ СОЦИАЛКА

Социально-психологический эксперимент

 естественный эксперимент – обычные жизненные условия, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий;

 лабораторный эксперимент – создание искусственной ситуации. В рамках эксперимента выделяют контрольную и экспериментальную группу, чтобы иметь возможность сравнивать результаты исследований с определенным эталоном.

Проблемы лабораторного метода:

 проблема распространения результатов, полученных в ходе эксперимента на реальную жизнь;

 уровень погрешностей эксперимента, обусловленных специальным подбором испытуемых;

 степень утраты в лабораторном эксперименте реальной ткани общественных отношений;

 Розенталь-эффект – когда результат возникает вследствие присутствия в группе самого экспериментатора. Невозможно полностью исключить влияние исследователя на ход и результат эксперимента.

Основные методы Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МассыВо-первых, «в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодо­лимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать». Тем более, что особой необходимости обуздывать себя нет — принадлежность к массе гаран­тирует анонимность отдельного индивида. Масса нико­гда не несет ответственности сама, а принадлежность к массе избавляет от индивидуальной ответственности. Психологическим результатом этого является возрас­тающее ощущение власти у включенного в массу ин­дивида, связанное еще и с ощущением своей безнака­занности. Во-вторых, индивидуальная психика меняется в силу особой заразительности массы. Эффект психиче­ского заражения «есть легко констатируемый, но не­объяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... «В массе «зарази­тельно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жерт­вует своим личным интересом в пользу интереса об­щего. Это — вполне против оположное его натуре свой­ство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы». Масса заражает индивида. Индивид же, заражаясь массовыми мыслями, чувства­ми и переживаниями, начинает подражать тому, что делает масса. Изучая несколько иные феномены мас­совой психологии (например, моду — в том числе, и «политическую») Г. Тард говорил, фактически, об об­ратной стороне той же самой медали: о законах под­ражания, свойственных поведению человека в массе, Масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, под­ражает массе.В-третьих, важнейшей причиной, обуславливаю­щей появление у объединенных в массу индивидов особых общих качеств, противоположных качествам отдельного, «изолированного» индивида, является «внушаемость, причем упомянутая заражаемость яв­ляется лишь ее последствием», — считал Г. Лебон.

история исследования малой социальной группырешающую роль в становлении отечественной социальной психологии сыграли труды В.М. Бехтерева, который еще в 1910 году первым сформулировал в русской психологии предмет и задачи, по существу, новой для нашего отечества науки. Затем, в 1920 году им закончена довольно большая его книга “Коллективная рефлексология”. Интересны его мысли о функции коллективных целей; о факторах согласования индивидуальных и выработки коллективных действий; о возникновении “соборного ума”; о типологии коллективов; о повышении мотивации трудовой деятельности введением соревновательности... Идеи В.М. Бехтерева имели широкий научный резонанс, стимулировали эмпирические разработки. Один из самых известных тогда психологов - Б.В. Беляев в своих исследованиях показал, что влияние в группе отдельных индивидуумов на принятие решения зависит от того, кому принадлежат средства решения групповой задачи. Другой популярный ученый того времени - А.С. Залужный, исследовал проблему вожачества (лидерства) и предложил типологию лидеров.Очень молодой тогда Д.Б. Эльконин изучал не только проблему лидерства, но и разрабатывал теоретические положения о природе коллектива. В конце 20-х- начале 30-х годов в крупного социального психолога вырос учитель и писатель А.С. Макаренко. Будучи практическим организатором перевоспитания малолетних правонарушителей, он много внимания уделял осмыслению феноменологии малой социальной группы. По характеру своей деятельности этот незаурядный исследователь не просто наблюдал и описывал явления в группе, но и активно вмешивался в их течение, управлял ими, с позиций целеполагания того времени, и управлял весьма успешно, осуществляя социальный эксперимент.Последние десятилетия ХХ века ознаменовались расширением социально-психологических исследований, активным ознакомлением отечественных ученых с зарубежным опытом. Складывались социально-психологические центры (в Ленинграде, Москве, Ярославле, Костроме, Курске и т.д.), ориентированные, главным образом, на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сферах образования, производства, спорта и армейской службы.В 70-х годах оформилось несколько крупных оригинальных подходов, среди которых, в силу ряда обстоятельств, наиболее активно выделялись два: это так называемая стратометрическая и параметрическая концепции коллективов. Одновременно расширилась и проблематика социально-психологических исследований, появилось множество публикаций по управленческой деятельности, межгрупповым отношениям,экологии группы, групповой сплоченности, психотерапии и т.п.

ПОДХОДЫ МАЛЫХ ГРУППНа сегодня в отечественной психологии выделяется, как минимум, 6 подходов. 1Методологический подход — это методологическая ориента­ция исследования (или точка зрения) на объект изучения, принципы общей стратегии исследования.

Известны методологические подходы: диалектический, метафи­зический, аналитический, синтетический, целостный, качественный, количественный, динамический, статистический (вероятностный), синхронический, диахронический, энергетический, информационный, алгоритмический, эвристический и другие. 2.Деятельностный. В его основе лежит теория А.Н. Леонтьева. Приложение этого принципа к исследованию социальной группы сказалось на построении ряда теорий: стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевого подхода М.Г. Ярошевского, модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности Г.М. Андреевой и Р.Б. Гительмахера3Социометрическое направление. В его развитие наибольший вклад внесли И.П. Волков, Н.Н. Обозов, Е.С. Кузьмин и другие исследователи, активно включавшие эмпирические методы в содержательный теоретический контекст (например, Я.Л. Коломинский, А.П. Сопиков и др.).4. Параметрическаяконцепция.Ее создатель - Л.И. Уманский, разработавший концепцию групповой активности. Основная идея - поэтапное формирование малой группы осуществляется, благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Это направление продолжают ученики последователи Льва Ильича: А.С. Чернышов, А.Г. Кирпичник, В.С. и В.Д. Сапоровские, Н.П. Фетискин и др.5. Организационно-управленческийподход. В основе - представления о социальной организации и управленческой деятельности. Исследования носят выраженный прикладной характер. Самостоятельные теоретические концепции носят некоторый эклектический характер, позволяющий сделать попытки соединения различных подходов. Это направление представляют: Р.Б. Гительмахер, А.Л. Журавлев, А.Л. Свенцицкий, А.В. Филиппов и другие, к которым относится и автор даннойкниги.На сегодняшний день нуждаются в дальнейшей разработке проблемы группового развития, практические исследования группы как субъекта совместной деятельности. 6Социально-перцептивное направление.Представляют А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер, А.А.Деркач,В.НПанферовидругие.Критическим моментом в прикладном аспекте является конструирование методов поведения личности в группе. Здесь позитивно заявляются специалисты, работающие в спорте и с экстремальными, чаще асоциальными, группами: И.П. Волков, Л.Н. Данилина, О.И. Зотова, В.В. Новиков и другие.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

структура взаимоотношений в малой социальной группеМалая социальная группа имеет сложную систему общения и структуру взаимоотношений между ее членами. В большинстве таких групп эти взаимоотношения имеют двойной характер.Поскольку преимущественно часть в малых социальных групп возникает в связи с необходимостью решать некий комплекс общественных заданий, то в ходе их реализации, в совместной целенаправленной деятельности члены группы должны выполнять определенные рабочие функции: обмениваться информацией, согласовывать свои действия с другими, выполнять определенные требования. Это совокупность взаимоотношений, обусловленная объективными социальными отношениями, к которым человек приобщается независимо от ее симпатий - антипатий.Такие взаимоотношения строятся по административным, технологическим и правовым принципам. Официально они фиксируются и обороняються социальными институтами, законодательством.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования. В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Модели коллективообразования. Одна из них представлена стратометрической концепцией коллектива, разработанной А. В. Петровским. Им были предложены два критерия построения гипотетической типологии групп: - степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; - общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично, однако, обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма. И, видимо, в силу трудностей операционализации схемы ее апологеты, проводя дифференциацию групп по уровню развития, как правило, апеллируют к традиционному житейскому критерию: низкий — средний — высокий уровень.

Близким к предыдущему и по исходным теоретическим позициям, и по общему абрису динамики группового развития, и, наконец, по ряду выделяемых при этом этапов оказывается параметрический подход к исследованию группы, разработанный Л. И. Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит: (а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; (б) организационное единство группы; (в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; (г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.