logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 147

в средствах общения. Но особенность общения, по словам Л.С.Выготского, состоит в том, что оно не­возможно без развитого обобщения. Единственный способ общения без обобщения - это указательный жест, который предшествует речи. Само по себе обобщение вызывается только актом общения'.

Б. Благодаря обобщению у ребенка меняется и струк­тура восприятия. Если ранее он видел вещи в их си­туационном отношении друг к другу, т.е. слитно с ситуацией, то с возникновением обобщения малыш начинает видеть в предмете нечто большее, чем со­держится в непосредственном зрительном образе.

В. Но если, благодаря обобщению, происходит вычле­нение предмета, действия или качества, то все это зна­менует начало сложной логической переработки ма­териала. А это говорит о значении речи и обобщения для развития мышления ребенка. Да, конечно, до года мышление, как самостоятельный процесс еще не су­ществует, оно пока опирается на восприятие и вклю­чено в него. С развитием же речи и, прежде всего, ее обобщающей функции в раннем детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психическо­го феномена наглядно-действенное или практическое мышление. Иногда говорят и о сенсомоторном интел­лекте. По сути - это синонимы. Таким образом, раз­витие обобщений в речи ребенка непосредственно обусловливает и ход развития мышления ребенка.

Г. Наконец, обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Все акты сознания по Л.С. Выгот­скому есть обобщение2. С развитием речи у ребенка создается устойчивая картина мира, упорядоченного

' Выготский Л.С. Ук. соч. 2 Там же.

148 Аверин В.Л. Психология детей и подростков_______

в предметном отношении. Предметы и вещи начи­нают приобретать определенное значение. Это озна­чает, что вместе с речью возникает начало осмысле­ния, осознания окружающей среды.

Все сказанное легко проиллюстрировать обобщаю­щей схемой (рис. 9).

Рис. 9. Значение обобщения для других сторон психического развития ребенка

Коль скоро значение речи так велико, нам нужно знать хотя бы некоторые из причин, затрудняющих ее раз­витие.

Следует отметить, что часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период вре­мени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом, то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности. Итак, о причинах, затрудняю­щих речевое развитие (по Дж. Лешли)'.

ЛетлиДж. У к. соч.