logo search
shpory_psihologia (4)

36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года). 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). 3. Раннее детство (около 3-5 лет). 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). 5. Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет). 6. Ранняя взрослость (от 20 до 25 лет). 7. Средняя взрослость (от 26 до 65 лет). 8. Поздняя взрослость (свыше 65 лет).

И каждому из этих периодов соответствует кризис личности, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия ( недоверия ) . 2. Кризис автономности ( сомнения и стыда ) 3. Кризис инициативности (вины) . 4. Кризис компетентности (неполноценности) . 5. Кризис личной идентичности (спутанности ролей). 6. Кризис интимности (изолированности). 7. Кризис продуктивности ("погружения в себя") .  8. Кризис целостности ( отчаяния) .

На каждой стадии развития Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. 1. нормально доверие к людям, взаимная любовь, привязанность. Не нормально недоверие к людям, игнорирование ребёнка, слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди.

2.нормально самостоятельность, уверенность в себе ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Не нормально сомнения в себе и чувство стыда, когда ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии двигательных навыков,.

3. нормально: любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым. Не нормально - пассивность и безразличие к людям, чувство зависти к другим детям, подавленность.

4. нормально трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и общительных умений. Не нормально - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми;.

5.нормально развитие планов на будущее; учение; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Не нормально смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом; концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию.

6.нормально: близость к людям; стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям; рождение и воспитание детей; любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. Не нормально - изоляция от людей; избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними;

7. нормально т полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Не нормально эгоизм и эгоцентризм; непродуктивность в работе; ранняя инвалидность; всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

8. Нормально полнота жизни; постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой, какая она есть; способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть нестрашна. Не нормально отчаяние; ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, осознание бессмысленности своего существования, желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено; боязнь приближающейся смерти.