Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
Практическое занятие № 1.
Тема: Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
Вопросы:
Дифференциация понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «человек».
Характеристики индивида: возрастные, половые, конституциональные, нейродинамические, функциональная ассиметрия мозга, психодинамические. Межиндивидные отношения.
Понятие индивидуальности в отечественной психологии (О.А. Ахвердова, В.В. Белоус, Т.В. Белых, Н.Н. Волоскова, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, В.М. Русалов).
Индивидуальность как интегральное свойство личности, обьединяющее общее. типичное и единичное.
Структура индивидуальности и ее уровни: индивидный , личностный.
Наследственность, социальные условия, семейное воспитание и этнические особенности.
Факторы становления индивидуальности человека.
Индивидуально-психологические свойства личности.
Литература:
Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. СПб., 1999.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. СПб., 2002.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М, 1986.
Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.- 416с.
Ахведова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоритические м прекладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Уч. Пособие.- СПб., Речь, 2004.
Белоус В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Психологический журнал, 2002 № 5, С 100-107.
Ильин В.П. Психология индивидуальных различий. СПб., Питер, 2004.
Колесников В.И. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.
Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. Новосибирск, 1998, С 40.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. Воронеж, 1996.- 448с.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. М.. 1998.
Орлов А.Б. Восхождение к индивидуальности. М., 1990
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. Равич-Щербо И.В. М.: Педагогика,1988
Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований //Психологический журнал. Т.12.№5. 1991.С. 3-5.
Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека.// Психол. журн., 1986 .№4.
Собчик Н.Л. Психология индивидуальности. СПб., Речь, 2003.
Практическое занятие № 2, 3
Тема: Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
Вопросы:
Понятие темперамента, основные компоненты (общая психическая активность, двигательная и эмоциональная активность, скорость, изменчивость, интенсивность, ритм процессов и поведения).
Связь свойств физиологических процессов нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, лабильность, динамичность) с психологическими показателями темперамента (активность, реактивность, сензитивность, тревожность, пластичность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональность).
Теории темперамента: гуморальная, конституциональные, физиологические (Г. Айзенк, В.Д. Небылицин, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Я. Стреляу, Б.М. Теплов).
Проблема типологии темперамента.
Учение И.П.Павлова о типах нервной деятельности. Соотнесение типов ВНД с типом темперамента по И.П.Павлову.
Психологическая характеристика типов темперамента по Я. Стреляу.
Литература:
Айзенк Г. Психология. Комплексный подход. Минск, 2002.
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. М.: Владос, 2000.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Л.,1957.Т.1.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1993. С 182-193.
Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М., 1990.
Павлов И.П.Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология общих различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Изд-во Московского Университета, 1980. С.21-23.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Институт психологии РАН.1990.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента // Психологический журнал. 1989 (б). Т.10. № 1. С. 10-21.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Психология. М., 2004 С 427-437.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону, «Феникс», 1997, С 154-169.
Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2.С.37-48.
Теплов Б.М. Избранные труды. М, 1985. Т. 1. С. 7-8; 313-314; Т. 2.
Практическое занятие № 4
Тема: Темперамент – психобиологическая основа личности. (2 часа)
Вопросы:
Характеристики динамики психической деятельности (скорость, изменчивость, интенсивность, ритм процессов и поведения) и их связь с основными свойствами нервных процессов.
Физиологические свойства темперамента основополагающие факторы психического развития личности.
Темперамент - природная основа психологических свойств личности.
Значимость методов обучения, воспитания и жизненных условий на свойства темперамента в деятельности и поведении.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Литература:
Анохин А.П. О генетической природе индивидуальных особенностей общемозговой организации ЭЭГ // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. С. 46-153.
Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента человека // Психологический журнал. 1992. № 5. С.64-75
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань.1969.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов СПб.: ПИТЕР, 2004.С.553-565.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.1. М., 2001. С 394-405
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология, Учебник для вузов, М.: Высшее образование. 2006.
Роль темперамента в психическом развитии. /Стреляу Я.Н. Пер. с польск. В.Н. Поруса., М., 2005. общ ред. И.Р. Равич-Щербо.
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Психология. М., 2004. С 427-437.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону:«Феникс», 1997. С 154-169
Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2.С.37-48.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1986.
Практическое занятие № 5
Тема: Характер. (2 часа)
Вопросы:
Общее представление о характере как о совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности. Структура характера. Понятие – «черта характера», «привычка», «поступок».
Общие свойства характера (сила-слабость, твердость-мягкость, широта- узость, мягкость, цельность).
Индивидуальные особенности характера в зависимости от психофизиологии нервной и эндокринной систем.
Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. Характер и психология саморазвития личности.
Проблема типологии характера. Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга (экстраверсия и интроверсия).
Литература:
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. М.: Владос, 2000.
Батаршев А.В. Типология характера и личности. М., 2001.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996, С.267-2925.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов СПб.: ПИТЕР, 2004. С.567-582.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. М., 2001, С 405-424.
Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. СПб., 1995.
Психология и психоанализ характера: хрестоматия / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский).- Самара: Издат. Дом БАХРАХ-М., 2000.-640с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000.С.613-620.
Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М., 1982.
Русалов В.М., Манолова О.Н.. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. // Психологический журнал. 2005.том 26, №3. С.65-73.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Психология. М., 2004. С 427-437.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. АСТ. 2007.
Фромм Э. Человек для себя. АСТ. 2006.
Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1995.
Практическое занятие № 6
Тема: Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
Вопросы:
Понятие « психопатия», «акцентуация характера». Классификация акцентуаций (скрытые и явные).
Воздействие пренатальных и средовых факторов в онтогенезе на развитие акцентуированных характеров.
Понятие «место наименьшего сопротивления» - слабое звено характера.
Психологическая характеристика типов подростков по И. Осиповой как основа выявления «точки наименьшего сопротивления»
Сравнительная характеристика акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
Литература:
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.- М., 1986.
Иванова Н.Я., Личко А.Е. Акцентуация характера и психопатия. М.:1992.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.
Личко А.Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков. М., 1999.
Нахапетов В.А. Григорий Александрович Печорин - акцентуированная личность? // Вопросы психологии 1994. №1. С.110-115.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. М., 2001, С 405-424, С 998.
Осипова И. Личностно ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися. Воспитание школьников Теоретический и научно-методический журнал № 8, 2006, С 26-31.
Практическое занятие № 7.
Тема: Способности - индивидуально-психологические особенности личности. (2 часа)
Вопросы:
Понятие и структура способностей. Классификация способностей: актуальные, потенциальные, общие, специальные, ведущие, вспомогательные.
Качественная и количественная характеристика способностей (сила, выраженность, уровни).
Дифференциация понятий: способности, знания, умения, навыки.
Задатки (свойства процессов нервной системы) важные условия для развития способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей.
Межполовые индивидуальные различия в способностях. Значение наследственности, методов обучения и воспитания в развитии способностей.
Литература:
В.М. Русалов, О.Н. Манолова. Психология общих способностей. СПб.: ПИТЕР, 2000.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.:ПИ РАО, 1993.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.:1995 - 149с.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов СПб.: ПИТЕР, 2004. С 535-553.
Маркин В.В. Взаимосвязь наследственного и социального в развитии способностей человека. Барнаул, 1997.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. М., 2001, С 373-394.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. С.553-548.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П., Психология. М., 2004. С. 442-446.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1997.
Практическое занятие № 8.
Тема: Психология одаренности. (2 часа)
Вопросы:
Понятие «одаренность», «талант», «гениальность».
Возрастной и личностный подход к детской одаренности (Е.А. Голубева, Н.С. Лейтес).
Виды одаренности (общая, интеллектуальная, творческая) и типология одаренных детей по широте и интенсивности проявления, по типу деятельности, по темпу психического развития, по личностным и гендерным характеристикам.
Концепция креативности как общей способности к творчеству, этапы творческого процесса.
Литература:
Богоявлинская Д.Б. Психология одаренности: понятия, виды, проблемы.М.: МИОО, 2005.
Дружинин В.Н. Психология творчества. Психологический журнал том 26.№5 2005. С 101-109.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. М.:АСАДЕМА, 2000. С. 273-284.
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности /Вопросы психологии 2003 №4. С. 13-18.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 г.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
Психология одаренности от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова.М.:2000.
Психология творческих способностей. Учебное пособие для вузов / Д.Б. Богоявлинская. М.: Академия, 2002.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.В. Матюшкина. М., 1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. С. 545-549.
Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности. Автореф.дис. ….канд. психол.наук /Г.И.Руденко.- Пермь. 1996.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону, «Феникс», 1997. С. 169-217.
Хрусталева Т.М. Психологическое исследование педагогической одаренности в школьных возрастах./Мир психологии, №3. Москва-Воронеж, 2005, С. 170-176.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)