Раздел 4.3. Психические состояния.
Практическое занятие №1.
Тема: Характеристика психических состояний человека и их функции. (2 часа)
Вопросы:
Определение психического состояния. Общие характеристики психических состояний: временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные, актуальные, трасситуативные.
Структурные уровни психического состояния – социально-психологический, психологический, психофизиологический, физиологический.
Функции психического состояния: адаптивная, регулятивная, интегративная. Состояние как форма саморегуляции психики.
Детерминанты состояния: осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания; проявившиеся способности и скрытые потенциалы; условия среды (обьективное воздействие и субьективное восприятие ситуации).
Соотношение понятий: развитие личности, психические состояния, свойства личности.
Литература:
Брушлинский А.В. О категориях «непрерывное» и «прерывное», «качество и количество» в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.,1988.
ИльинЕ.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема //Психологический журнал, 1981. Т.2. №5.
Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1996. №1-2. С. 8-14.
Психические состояния/ [сост. и общ. ред. Л. В. Куликова].- СПб. : Питер, 2000.- 512с.-(Хрестоматия [по психологии]) С.11-28.
Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал, 1996, № 3. С. 9-18.
Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток. 1990.
Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. 1994. Т. 15, №3.
Психические состояния / под ред. А.А. Крылова. Л.,1981
Практическое занятие № 2
Тема: Функциональные состояния. (2 часа)
Вопросы:
Определение функциональной системы и функционального состояния человека, (фоновая активность моделирующих систем мозга). Классификация функциональных состояний.
Функциональное состояние, как характеристика эффективной стороны деятельности.
Функциональное состояние адекватной мобилизации (готовности, оптимальной работоспособности, оперативной напряженности). Критерий дееспособности конкретного вида деятельности (уровень, точность, своевременность, безотказность).
Состояние динамического рассогласования. Понятие утомление и переутомление (показатели снижения уровня работоспособности организма).
Виды утомления (умственное, эмоциональное, физическое). Признаки утомления: снижение чувствительности различных анализаторов, умственной деятельности и интенсивности внимания, уменьшение мышечной силы, сонливость, расстройства сна.
Монотония как состояние процесса рабочей деятельности и монотония жизненных условий.
Литература:
Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. С.5-21, 238-264.
Рождественская В.И. Зависимость функционального состояния от свойств нервной системы. Функциональные состояния мозга / под ред. Т.А. Золотова. М., 1975.
Николаева Е.И. Психофизиология, Сибирский независимый институт. М., 2003.
Гримак Л.П. «Монотония». Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 315-339.
Гримак Л.П Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
Ильин Е.П. Общность механизмов развития состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности. Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 306-315.
Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.,1982.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб., Питер. 2004. С. 437-455.
Соколов Е.Н., Данилова Н.Н. Нейронные корреляты функционального состояния //Функциональные состояния мозга / Под ред. Е.Н. Соколова, Н.Н. Даниловой, Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975. С. 129-136.
Практическое занятие № 3
Тема: Состояния сознания. (2 часа)
Вопросы:
Состояние бодрствования. Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активации.
Взаимосвязь между уровнями активации и бодрствованием. Закон Йеркса-Додсона, Хебба.
Характеристика бодрствующего состояния сознания. Понятие экстравертированного и интровертированного сознания. Критерии сознания. Состояние отрешения, экстаза, ясновидения.
Сон как состояние сознания, механизмы сна, фазы сна. Роль сновидений в жизни человека.
Трансперсональная психология: измененные состояния сознания (гипноз, медитация, ребефинг).
Литература:
АсмоловА.Г. По ту сторону сознания. М., 2003.
Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1. М., 1992.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989. С. 107-113.
Гримак Л.П. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: МГУ, 1992. С. 3-70.
Куприянович Л.Б. Биологические ритмы и сон. М.: Наука, 1976.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. М., 2004, С. 186-201.
Николаева Е.И. Психофизиология, Сибирский независимый институт. М., 2003. С. 199-230.
Вейн А.М. Бодрствование и сон. М., 1981.
Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М., 1989.
Ротенберг В.С. Сновидения. Б.М.Э. М., 1984. Т. 23. С.464-465.
Практическое занятие 4
Тема: Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (2 часа)
Вопросы:
Определение внимания и его виды (непроизвольное, произвольное послепроизвольное).
Характеристики внимания: направленность, селективность; свойства (обьем, концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, флуктуации).
Классические теории внимания В. Вундта, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, Э. Титченера.
Теории внимания фильтра: Д. Бродбента, Д. и Э. Дойч, А. Трейсмана и ресурсные Д. Канемана, У. Найсера. Теории внимания в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Дормашева, А.Р. Лурия, В.Я. Романова, Е.Н. Соколова.
Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания.
Психическое состояние рассеянности, его физиологические механизмы (слабость и быстрая смена очагов возбуждения, отрицательная индукция).
Связь внимания с эмоциями, волей, мотивацией.
Литература:
Выготский Л.С. Психология развития человека, М.:ЭКСМО, 2005.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте./ Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
Гиппенрейтер Ю.Б. Внимание. М.: Память-Центр. 2005.
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. М.: Когнито-Центр, 2005.
Гоноболин П.Я. Внимание и его воспитание. М.,1972.
Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М., 1995.
Канеман Д. Внимание и усилие, М.: Смысл, 2006.
Левитов Н.Д. Сосредоточенность и рассеянность. Психические состояния / под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000, С. 284-290.
Линдсли Д.Б. Внимание, сознание, сон, бодрствование // Нейрофизиологические основы внимания. М., 1979. С. 15-50
Лурия А.Р. «Внимание и память» М.,1975.
Нейрофизиологические механизмы внимания. Хрестоматия / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1989.
Николаева Е.И. Психофизиология. Сибирский независимый институт. М., 2003, С. 233-243
Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», 2005.-858с.
Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М.: МПСИ, 2002.
Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы внимания. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979.
Практическое занятие № 5, 6
Тема: Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
Вопросы:
Особенности эмоциональных явлений в структуре психики и их классификация.
Психологические теории эмоций: Г. Бреслава, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, П.В. Симонова, Л. Фестингера.
Эмоциональные реакции (радость, страх, удивление, отвращение, гнев, испуг, стыд, вина и другие). Понятие эмоций, психологические функции, физиологический механизм и функциональная роль правого и левого полушария в проявлении эмоций.
Эмоции стенические, астенические, первичные, вторичные. Модальность эмоций: положительные, отрицательные, амбивалентные.
Определение эмоциональных состояний.
Виды эмоциональных состояний: чувственный тон, настроение, аффективные состояния, стресс, эустресс, дистресс, фрустрация, страсть, тревожность, депривация, ожидание и другие. Психологический анализ эмоциональных состояний.
Оценочные параметры эмоциональных состояний: объективные и субъективные и роль второй сигнальной системы в их развитии и становлении.
Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Определение чувств, различия в понятиях эмоций и чувств. Классификация чувств: простые, сложные, конкретные, обобщённые, абстрактные, высшие.
Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека.
Понятие о высших чувствах человека и их классификация.
Психологические условия развития и проявлений высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.
Литература:
Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. 1987.
Изард К. Э. «Психология эмоций». М., 2000.
Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.-СПб., 1998. С. 123-124.
Костандов А.Э. Роль когнитивных факторов в эмоциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. 1990. Т. 40. № 4., С 611-619.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. С. 392-415.
Николаева Е.И. Психофизиология. Сибирский независимый институт. М., 2003. С. 293-304.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М.: Юрайт, 2004. С.174-200.
ПрохоровА.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998. С. 44-46
Психология мотивации и эмоций /Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман., М.: ЧеРо., 2002.
Психология эмоций. /Автор, составитель В.К. Вилюнас. СПб: Питер, 2004.
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» в 2-х тт. М., 1989 .Т. 2. С. 176-178.
Русалова М.Н. К вопросу о межполушарной организации эмоций. // Физиология человека. 1987 б. Т. 13. № 6. С 940-947.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков // Хрестоматия по нейрофизиологии. М.: Рос. психол. п-во, 1999, С 122-127.
Практическое занятие № 7
Тема: Психология стресса. (2 часа)
Вопросы:
Стресс как общий адаптационный синдром (Г. Селье). Стадии стресса: тревога, резистентность, истощение.
Основные теории и модели стресса (генетическая, психодинамическая модель, междисциплинарная, теория конфликтов, системная, интегративная).
Понятие стресса в современной научной литературе. Общие черты психологического стресса.
Психофизиология стресса (стрессреализующая и стресслимитирующая системы).
Понятия «стресс», «дистресс», «эустресс» «стрессоры». Причины и условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
Эмоциональные особенности и поведенческие критерии личности, предрасположенной к стрессу.
Индивидуальная устойчивость к стрессу (природные свойства нервной системы, психическая адаптация, план и стратегия поведения, эмоциональная устойчивость).
Литература:
Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов / Леонова А.Б., Кузнецова А.С. М.: Изд-во МГУ,1993.-123 с.
Руденский Е.В. Психология стресса. Новосибирск, 1997. - 224 с.
Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса. // Психические состояния. / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПБ.: Издательство «Питер», 2000. С. 448-454.
Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000. - 351 с.
Эмоциональный стресс (физиологические и медико-социальные аспекты) / Под ред. К.В. Судакова и др. Харьков: Працер, 1990.
Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. М., 2004. С. 398-404.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988 - 280 с.
Попова Л.М. Соколов И.В. Стресс жизни. СПб: Лейла, 1994 - 384 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 25-65.
Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. / Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Л.,1970.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2004. С. 437-456.
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.
Практическое занятие № 8
Тема: Регуляция психических состояний. (2 часа)
Вопросы:
Понятие саморегуляции и самоуправления. Структура саморегуляции.
Уровни регуляции человеком психических состояний (информационно-энергетический, эмоционально-волевой, мотивационный, личностный).
Физиологические нейрогуморальные механизмы саморегуляции. Развитие саморегуляции.
Методы регуляции и саморегуляция психических состояний: самовнушение, самоубеждение, самоприказ, аутогенная тренировка, библиотерапия, саморегуляция дыханием, самогипноз, медитация.
Волевая саморегуляция - процесс сознательного контроля психическими состояниями.
Литература:
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
Ильин Е.П. Психология воли. М., 2000.
Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1 .М., 2001. С.427-432.
Линдеман X., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. М., 1992.
Никифоров Г.С. Концепции психической саморегуляции. // Под ред. Г.С. Никифорова. М. - СПб, 2003, С.286-408.
Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1993.
Смайлс С. «Саморазвитие». Минск, 2000.
Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., 2001.
Алман Б.М., Ламбру П.Т. Самогипноз. М., 1995.
Кэу Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. М., 1996.
Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. М - СПб, 2003
Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / Марищук В.Л. , Евдокимов В.И. СПб: Изд. Дом «Сибирь», 2001. - 259с.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)