Структурные компоненты агрессии
Агрессию можно рассматривать не только как поведение, но и как психическое состояние, имеющее три структурных компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».
Некоторые психологи (например, Р. Лазарус) считают основным возбудителем агрессии угрозу и считают, что угроза вызывает стресс, а агрессия является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, с другой стороны не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. В тоже время, в тех ситуациях, когда агрессия вызывается угрозой и правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка – являются весьма важными познавательными элементами агрессивного состояния. От понимания угрозы зависит возникновение агрессивного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия. Недооценка угрозы может привести к нанесению вреда человеку, моральному или физическому.
В эмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяют прежде всего гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.
Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мнительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.
Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба, как правило, требует проявление волевых качеств. Волевой компонент агрессивного состояния проявляется в целеустремленности, настойчивости, решительности, а в раде случаев в инициативности и смелости.
- Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- Структурные компоненты агрессии
- Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- Факторы, детерминирующие агрессию
- Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- Методы исследования агрессии
- Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии