Психологические особенности детей, склонных к агрессии
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. В то же время некоторые из них проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется во-первых в частоте агрессивных действий (в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного); во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в-третьих в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.
В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно агрессивные дошкольники составляют от 15 до 30 % от общего числа членов группы.
Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников? Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?
Сравнение показателей психического развития у агрессивных и не агрессивных дошкольников показало, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта у агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. Показатели развития произвольности у агрессивных детей в целом несколько ниже, однако некоторые из них имеют хорошо развитую произвольность.
Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако что некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет, и вернёт», «Они договорятся и пойдут играть вместе».
Ещё более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей. В проблемных ситуациях («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (будь то карандаши, игрушки или конфеты). В отличие этого дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнёру и уступают свои вещи.
Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:
в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.
Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако, эти проблемы не однородны в группе агрессивных дошкольников. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.