Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
Вопросы:
Основные свойства восприятия.
Восприятие как действие, особенности восприятия пространства, времени, движения.
Иллюзии восприятия. Механизмы.
Контраст как объективное и субъективное свойство восприятия.
Тема 43: Психологическая характеристика представлений (2 часа)
Вопросы:
Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте.
Психологическая характеристика представлений.
Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций.
Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.
Раздел 6.2. Интеллектуальные психические процессы.
Тема44: Память (2 часа)
Вопросы:
Группа интеллектуальных процессов: общая характеристика.
Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
Краткая история развития представлений о памяти.
Модели памяти
Тема 45: Механизмы памяти (2 часа)
Вопросы:
Механизмы памяти.
Классификация и характеристика видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, ее объема, способов переработки, значимости и др.
Сенсорный регистр.
Кратковременная память.
Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память.
Тема 46: Основные процессы памяти (2 часа)
Вопросы:
Основные процессы памяти.
Запоминание как процесс кодирования информации. Типичные способы кодирования и их закономерности.
Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти.
Воспроизведение: особенности и виды.
Забывание как особый процесс памяти. Теории и механизмы забывания.
Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.
Тренировка памяти. Мнемотехнические приемы.
Тема 47: Воображение как преобразовательный процесс (2 часа)
Вопросы:
Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении).
Общая характеристика процесса воображения. Роль воображения в развитии мышления.
Когнитивный подход к воображению Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти. Радикальная теория образов.
Виды и формы воображения.
Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.
Тема 48: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс (2 часа)
Вопросы:
Мышление как высшая форма познания. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.
Особенности мыслительной деятельности.
Краткая история развития представлений о мышлении.
Мышление как процесс формирования и усвоения понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил.
Ассоциативная теория формирования понятий.
Формирования понятий путем выдвижения гипотез.
Тема 49: Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. (2 часа)
Вопросы:
Логика как наука о мышлении.
Силлогизм как система рассуждений. Законы формальной силлогистической логики.
Характеристика основных мыслительных операций.
Мышление как процесс решения задач. Этапы решения задачи.
Мышление как процесс принятия решения: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность
Тема 50: Индивидуальные особенности мышления (2 часа)
Вопросы:
Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.
Эвристический подход к мышлению.
Индивидуальные особенности мышления. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
Речь и мышление. Психология билингвизма.
Тема 51: Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию (2 часа)
Вопросы:
Человеческий интеллект. Проблема определения. Подходы к исследованию.
Факторный анализ интеллекта.
Когнитивные теории интеллекта.
Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.
Мышление и творчество. Анализ творчества. Психологические особенности творческих личностей.
Креативность и ее диагностика. Концепции креативности.
Тема 52: Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации (2 часа)
Вопросы:
Теоретические истоки стилевого подхода: теория психологической дифференциации (Г. Уиткин); теория когнитивных контролей (Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Шлезингер и др); теория когнитивного темпа (Дж. Каган); когнитивные теории личности (О. Харви, Д. Хант, Х. Шродер, Дж. Келли).
Когнитивные стили – психологическая характеристика.
Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности.
Раздел 6.3. Регуляционные процессы.
Тема 53. Общая характеристика регуляционных процессов (2 часа)
Вопросы:
Общая характеристика регуляционных процессов. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.
Уровни интегративной деятельности мозга.
Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности.
Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов.
Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)