Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Относительная роль.....и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.
2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к .....признаков, наиболее.....к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.
3. Труд Дарвина, опубликованный в.....г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался......
4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными.....и открытием ......
5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием ......
6. Последовательность событий, в результате которой информация от.....передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется......
7. Присущие данному виду сложные.....формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют.....поведением.
8. Врожденный.....механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
9. У некоторых животных наблюдается..... – создается глубокая привязанность к первому.....предмету, который они увидели после появления на свет.
10. Только представители видов, обладающих способностью к.....и приобретению ...... , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
11. Способность к..... – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у......
12. Вид Homo habilis, очевидно, возник.....лет назад в.....Африке.
13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение.....и развитие способности к изготовлению первых......
14. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития .....во всех направлениях, а тем самым и для увеличения.....головного мозга.
15. Первые признаки гоминизации появились у Homo.....примерно.....лет назад.
16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo....., или....., произошло примерно.....лет назад.
17. Развитие.....создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
18. Главные особенности социальной организации человека – .....пищи со своими сородичами и образование постоянных......
19. Наблюдения Джейн Гудолл над.....показали, что агрессивность..... может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы.
20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара,....., по – видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.
Верно или неверно?
1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по – видимому, вырастили волки.
2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения.
3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым.
4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большинство ученых.
5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения.
6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов у всех видов, обладающих инстинктивным поведением.
7. Способностью к научению обладают только высшие организмы.
8. Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад.
9. Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад.
10. Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее.
Выбрать правильный ответ
1. У человека врожденными формами поведения считаются
а) агрессивные действия;
б) доминирование;
в) половое поведение.
г) Все ответы неверны.
2. Дарвин создал свою теорию эволюции
а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;
б) с целью подтвердить тезисы креационистов;
в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;
г) с целью показать причину неизменяемости видов.
3. Теория эволюции в широком смысле
а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;
б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;
в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.
г) Верны все ответы.
4. Таксис – это реакция организма, которая
а) носит общий (нелокальный) характер;
б) является механической;
в) ориентирована относительно источника раздражения.
г) Верны все ответы.
5. Рефлексы
а) всегда врожденные;
б) встречаются только у низших животных;
в) имеют мало отношения к выживанию.
г) Все ответы неверны.
6. Инстинктивные формы поведения
а) запрограммированы от рождения;
б) менее сложны, чем рефлексы;
в) не могут изменяться в результате опыта;
г) у человека более многочисленны, чем у других видов.
7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у
а) насекомых;
б) рыб;
в) рептилий;
г) млекопитающих.
8. Импринтинг, например у гусенка,
а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;
б) создается в любом возрасте;
в) возникает благодаря скрещиванию.
г) Все ответы неверны.
9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию
а) идеально соответствующую условиям среды;
б) к вполне определенному типу среды;
в) к различным средам.
г) Все ответы неверны.
10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек
а) произошел от обезьяны;
б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;
в) не происходит от животных.
г) Все ответы неверны.
11. Гоминизация тесно связана
а) с вертикальным положением тела;
б) с освобождением руки;
в) с развитием головного мозга;
г) Верны все ответы.
12. Наиболее прямые предки человека появились
а) 700000 лет назад;
б) 200000 лет назад;
в) 100000 лет назад;
г) 40 000 лет назад
13. Человек – единственное существо, способное
а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
б) пользоваться орудиями;
в) жить в сообществах.
г) Верны все ответы.
14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность
а) получать очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений.
г) Верны все ответы.
15. Агрессивность человека
а) представляет собой врожденное свойство;
б) может быть легко преодолена;
в) отсутствует у большинства народов.
г) Все ответы неверны.
- Ж. Годфруа
- Предисловие редактора перевода
- Предисловие
- Предисловие автора
- Представление книги
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы
- Введение
- Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
- Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное
- Эволюционная теория
- Эволюция поведения
- Таксисы
- Рефлексы
- Инстинктивное поведение
- Импринтинг
- Научение
- Способность к умозаключениям
- Эволюция человека
- От деревьев до первых поселений
- Развитие речи
- Социальная и культурная эволюция
- Агрессивность человека
- Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
- Документ 1.2. Миграция лососей – инстинктивное поведение или результат научения?
- Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
- Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
- Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
- Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 2. Что такое психология? Введение
- Развитие психологии Первые шаги
- Донаучная психология
- Рождение научной психологии
- Психология вXXстолетии
- Документ 2.1. Культ черепа
- Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
- Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
- Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
- Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
- Документ 2.7. Структуры и функции
- Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
- Документ 2.9. Социобиология и размножение
- Документ 2.10. Младенцы и гештальт
- Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
- Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
- Документ 2.13. Путь к самовыражению
- Документ 2.14. Покорность и пытка
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение
- Психология и ее разделы
- Прикладные области
- Область научных поисков
- Методы психологии
- Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Документ 3.3. Эксперименты на животных
- Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
- Документ 3.5. Наследственность и научение
- Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
- Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 2. Сознание и активация
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование
- Измененные состояния сознания
- Медитация
- Разнообразие измененных состояний
- Употребление наркотических средств и патологические состояния
- Возбуждающие средства
- Нейродепрессанты
- Наркотики
- Галлюциногены и психоделитики
- Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
- Наркотики и внутренний мир человека
- Документ 4.1. Электрическая активность мозга
- Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
- Документ 4.3. Биологические часы
- Документ 4.4. Внешняя обратная связь
- Документ 4.5. Общедоступная медитация
- Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
- Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
- Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
- Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
- Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 5. Наше восприятие мира Введение
- Ограничения, связанные с органами чувств
- Роль предшествующего опыта
- Организация наших восприятий
- Наши восприятия остаются постоянными (константными)
- Восприятие мира в трех измерениях
- Адаптация и привыкание
- Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание
- Избирательное внимание
- Физиологический порог и порог восприятия
- Перцептивная защита
- Подпороговое восприятие
- Экстрасенсорное восприятие
- Сенсорная изоляция
- Документ 5.1. Мир клеща
- Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
- Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
- Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
- Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
- Документ 5.6. Движение и время
- Документ 5.7. Зрительные иллюзии
- Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
- Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
- Досье. 5.1. Наука и паранормальные явления
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение
- Мотивация и эмоции
- Мотивация
- Теория биологических побуждений
- Теория оптимальной активации
- Когнитивные теории мотивации
- Иерархия потребностей
- Аспекты эмоций
- Факторы, определяющие эмоции
- Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
- Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
- Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
- Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
- Документ 6.5. Оргазм: все в голове*
- Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
- Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
- Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
- Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
- Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
- Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
- Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации
- Введение
- Глава 7. Научение Адаптация и научение
- Виды научения
- Научение реактивным формам поведения
- Привыкание и сенсибилизация
- Импринтинг
- Условные рефлексы
- Научение в результате оперантного обусловливания
- Научение методом проб и ошибок
- Формирование реакций
- Научение путем наблюдения (подражания модели)
- Когнитивные формы научения
- Латентное научение
- Обучение сложным психомоторным навыкам
- Научение путем инсайта
- Научение путем рассуждений
- Научение и созревание
- Научение и его результаты
- Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
- Документ 7.2. Законы обусловливания
- Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
- Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
- Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 8. Память, мышление и общение Память
- Структура памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Забывание
- Память и мышление
- Мышление Процессы мышления
- Стратегии мышления
- Теории развития когнитивных процессов
- Мышление и речь
- Речь Общение и язык
- Теории развития речи
- Документ 8.1. Сенсорная память
- Документ 8.2. Образы и память
- Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
- Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
- Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
- Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
- Документ 8.7. Дети и психолингвистика
- Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
- Досье 8.1. Исследования памяти
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект
- Природа интеллекта
- Структура интеллекта
- Истоки интеллекта
- Оценка интеллекта
- Интеллект, решение проблем и творчество
- Творческое мышление
- Особенности творческого мышления
- Творчество и адаптация
- Особенности творческих личностей
- Документ 9.1.Iq: два ребенка – это хорошо, а девять – это, наверное, многовато!
- Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
- Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
- Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
- Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
- Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
- Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Содержание
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы 9
- Глава 1. Что такое поведение? 11
- Глава 2. Что такое психология? 35
- Глава 3. Чем занимаются психологи? 65
- Часть 2. Сознание и активация 86
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 88
- Глава 5. Наше восприятие мира 116
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 155
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации 195
- Глава 7. Научение 196
- Глава 8. Память, мышление и общение 227
- Глава 9. Адаптация и творчество 270