46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
Лидерство – групповой феномен, заключающийся в выдвижении и признании определённого одного или нескольких членов группы, способных мотивировать остальных к совместной деятельности и вести за собой группу. Лидер демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимает на себя дополнительные лидерские функции: направлять и организовать деятельность группы, контролировать, убеждать, воодушевлять, поддерживать других членов группы, разрешать межличностные конфликты, регулировать отношения между отдельные членами группы и группой в целом, определяющим образом влиять на формирование и изменение целей, ценностей и норм группы.
Существуют различные подходы к определению происхождения и сущности лидерства:
теория черт личности лидера,
концепция ситуативного лидерства (в разных ситуациях групповой жизни, при решении различных задач выдвигается соответствующий текущему моменту лидер),
групповая теория лидерства (лидер выдвигается в процессе формирования группы в соответствии с характеристиками этой группы (составом группы, содержанием и целями её деятельности и т.д.)
Вопросы лидерства интересовали людей с др времён, но научное изучение этого явления началось только со времени Тейлора. Лидер-это тот, за кем идут. Лидерство, как явление явл функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуация определяет любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей. Именно ситуация во многих случаях играет решающ.роль в выдвижении лидера.
Исторически сложилось 3 подхода к решению проблем лидерства:
1.подход с позиции личных качеств
2.поведенческий подход
3.ситуационный подход.
1) подход яв наиболее ранним в изучении и объяснении лидерства. Исследователи верили в то, что лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому чел стать лидером. В результ были выделены 4 осн группы лидерских качеств: физиологич, психологич( эмоциональн), интеллектуальные(умствен), личностные, деловые.
2) подход рассматрив лидерство через призму лидерского поведения.
3) подход предполагает объяснить эфф лидерства через влияние внешн факторов.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.